«Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина, или Харви Вайнштейн как аллегория

Oct 15, 2018 12:17



Вот медведь. Живет один-одинешенек. Он сам по себе медведь: завалил оленя - сыт, не завалил - значит, нет, поймал кабана, наловил рыбы, подобрал тухлятину, насобирал малины - пережил зиму, нет - стало быть, нет. Все сам! Может быть, и рад бы стырить, да не у кого.

Не то у человека. У человека - социум! Кто-то да, что-то добывает, изобретает, создает - достает из небытия, но большинство этим чем-то добытым, изобретенным, созданным из небытия только спекулирует. От себя при этом ничего не добавляет, ну, кроме желания себе хорошей жизни. В общем, живет за чужой счет. И норовит при этом влезть на пирамиду повыше.

В первых рядах, конечно, олигархи. Нет, понятно, что все, что нажито их непосильным трудом, - так или иначе украдено у общества, т.е. у других. Олигархи могут получить все, ну, кроме рая, в который, как известно, дорога для них лежит вослед верблюду через игольное ушко. А нынче иголки не в пример меньше стали, чем были две тысячи лет назад, когда этот феномен подметил внимательный глаз. Но хоть потрогать, если уж не получить. Должны же быть хоть какие-то бонусы за такие деньги!

И, оказывается, на чужом горбу можно-таки съездить на экскурсию. А большего и не надо - там же святость, т.е. потеря всего приятного и, главное, всего нажитого с таким трудом.

А как получить райские ощущения еще при жизни? И при этом ничем из грешно-приятного не поступиться? Раскрутить тех, кто в рай тот ходит, как к себе домой - продвинутых в святой жизни монахов. Что им жалко, что ли? От них ведь не убудет. Да, если разобраться, то те монахи своей святости достигли хоть и личным усилием, но за счет других - кто их, пока они медитировали, все это время кормил? Самим-то им недосуг. И каноны запрещают - а то святости не достигнешь. Вот и наладим взаимовыгодный обмен!

У рая, правда, свои виды на тех, кто его коснулся, но не будем пугать страждущих.

И это у Пелевина первая сюжетная линия.

Спонсоры эксплуатируют монахов, монахи - спонсоров. Но у спонсоров много. Еще на кого-нибудь хватит. Кто там больше всех жизнью обижен?

Вот, кто-нибудь слышал об олигархах-женщинах? Хотя бы об одной олигархине? Нет, не о жене олигарха и не о его любовнице, а именно о самом, т.е. о самой? Это потому что патриархат и засилье самцов!

Вот, женщины - самая обиженная группа! А красивые женщины обижены вдвойне - потому что их самцы еще и эксплуатируют усиленно. Прямо со школы и начиная. Да хоть бы и за деньги, но молодость коротка, а «Читай МК!» не помогает: нету молодости - нету денег.

Даешь феминизм! Только он вступиться за тебя, сестра! И научит, как поставить патриархат раком. Впрочем, идейная борьба никуда не уйдет, а сначала обеспечим себе старость (ну, и зрелость) - заставим олигарха посетить загс. Что, не пойдет? А мы его волшебными средствами - потому как феминистка, как высшая форма женщины, - натуральная ведьма!

И это у Пелевина вторая сюжетная линия.

Чем занят нормальный олигарх? Заработком? Ну, конечно! Он уже все заработал, раньше, а что недобрал, так то мелочишко. Нормальный олигарх скучает! Томиться, что не может потребить свои миллиарды. А мы ему предложим способ резко увеличить свое потребление. Инновации, понимаешь! Раскроем перспективы и подсунем стартап. Эксклюзивный. А других ведь и не бывает.

Яхт-клуб Сколково уже сформирован: майки напечатаны, кепочки пошиты. Дело за малым - разжиться яхтами. Хотя бы и сухим пайком. Ушлая молодежь уже вся извелась в нетерпении.

И это у Пелевина третья сюжетная линия.

Вот висит на стене триптих «Харви Вайнштейн насилует Николь Кидман, Уму Турман и Натали Портман». (Ценители могут представить последнюю в пубертатном возрасте.) Не-не, не разом, а с чувством и с расстановкой - по частям - сказано же: триптих! (Где бы репродукцию достать, а?) Что получили герои? Актриски - роли, кучу бабла и непреходящую славу. Харви - мимолетное удовольствие и разбитое корыто на склоне жизни. А ведь он-то свои обязательства все выполнил! Все тщета, суета и майя.

В общем, все довольны. Разве что, кроме олигархов…

Ползет улита по склону Фудзи. А вот вверх по склону или вниз… Если так посмотреть - вверх, если эдак - вниз, а если приглядеться еще внимательнее - вдоль горизонта. Да и какая разница? Куда бы улита ни ползла, никуда она не доползет. И, в отличие от человека, она это знает…

Пелевин, книги

Previous post Next post
Up