Серия из шести коротких видеолекций
1.
Зачем лететь 2.
Куда лететь 3.
На чем лететь 4.
Техника и сроки 5.
Дизайн и защита 6.
Что там делать Может быть, это самая осмысленная и важная тема из всех. Ну хотя бы потому, что нам тут скоро крышка. Миллиарда лет не пройдет, как Солнце разогреется настолько, что жизнь на Земле станет невозможна.
(
Read more... )
Но вообще дрейф мировой левой (настоящей мировой левой, а не советских писателей) меня тоже забавляет. Беда только в том, что они дрейфуют не от экспансионизма к изоляционизму, а от радикального сциентизма к сциентофобии. Они могут сколько угодно твердить "сначала на Земле порядок наведите!", но их реальная деятельность не только не способствует этому самому "наведению порядка", но и создает ему дополнительные препятствия. Достаточно посмотреть на отношение левого мейнстрима к ГМО и вообще интенсивному сельскому хозяйству (без которой никакое "наведение порядка на Земле" абсолютно невозможно). Я уж не говорю об их отношении к частной собственности на землю вообще и на лесные угодья - в частности и т. д. В общем см. книгу бывшего анархиста Юхана Норберга "В защиту глобального капитализма".
Ну, а что до советских фантастов, то весь дискурс завоевания-космоса-как-средства-спасения-и-преображения-человечества уже содержится в диалоге Ольсена с доктором Сальватором из "Человека-амфибии" (1927 года).
Reply
а кто отрицает (теперь уже преуменьшает значимость) климатических изменений? ковид-диссиденты в своей массе - левые? противники абортов? преподавания СТЭ? главные лоббисты эко-антиГМО-продукции - отнюдь не левые европейские фермеры.
да и что значит "дрейф левой"? как будто левизна это некий концепт, а не просто склонность к коммунитарным практикам...
Reply
А вот левый антисциентизм - это нечто новенькое, явление последних десятилетий. Традиционно левые всегда были прогрессистами и науку почитали чуть ли не за высший авторитет, ссылаясь на нее к месту и не к месту. И вдруг - нате-здрасте, "мы должны разрушить примат науки в нашем обществе!" (это точная цитата из одной анархистки, причем сказано не в доверительном разговоре за рюмкой чая, а в публичном выступлении перед журналистами).
Вот это-то и интересно. С чего бы такой сдвиг и что он означает?
главные лоббисты эко-антиГМО-продукции - отнюдь не левые европейские фермеры.
Вот тут позвольте уточнить. Я не знаю, каковы политические симпатии европейских фермеров (и, кстати, сильно подозреваю, что у тех из них, которые сделали ставку на organic food, эти симпатии уж точно левее, чем у среднего избирателя соответствующей страны), но у них для сопротивления ГМ-технологиям есть вполне конкретные экономические причины. Американские фермеры уж точно не левее своих европейских коллег, но они-то как раз ГМО поддерживают - ровно по тем же соображениям, по каким европейские поселяне им противятся. Я уж не говорю о фермерах бразильских, которые буквкально принудили парламент и президента (на тот момент левого) легализовать в стране ГМО.
А вот кто действительно выступает главным лоббистом запретов ГМО и продвижения "органического" дерьма - так это, извините, европейские "зеленые". Среди которых, конечно, можно найти разную публику, но "зеленый" мейнстрим - чисто левый. И кадрово (вспомните биографию Йошки Фишера, вспомните, кто возглавлял долгое время фракцию "зеленых" в Европарламенте), и идейно, и по тому, с кем они тусуются-блокируются (что характерно - не с какими-нибудь там социал-демократами, а с радикальными левыми, условно говоря, с "анархистами").
И мне остается только с грустью смотреть, как левая идея потихоньку подминает под себя собственно экологическую: даже в наиболее вменяемых "зеленых" организациях (неполитических) под давлением лево настроенных саппортеров в программных документах все больше места занимает не то, что нужно для сохранения природы, а то, что соответствует левым идеологемам.
да и что значит "дрейф левой"? как будто левизна это некий концепт, а не просто склонность к коммунитарным практикам...
Кто такие "левые", что их объединяет и т. д. - вопрос достаточно сложный и уж точно не моего уровня компетенции в этих материях (с точки зрения, например, Брижитт Бардо, даже голлисты - невыносимо левые :-)). Поэтому в данном случае я говорю о тех, кто сам себя называет/признает левым.
(Разумеется, на г-на Зюганова и иже с ним это не распространяется.)
Reply
м.б. это реакция на успехи генетики, потому что генетическая детерминированность индивидуальных различий никогда не остается отвлеченным знанием, ее обязательно применяют для обоснования социального неравенства и институтов, порождающих и поддерживающих его, и для аргументации несостоятельности социальных факторов.
ну и в контексте печального исторического прошлого, когда биологической детерминированностью различий обосновывалось просто физическое уничтожение.
и тем боле в современном глобализированном мире с массовой миграцией.
ну и (потенциальная) генная инженерия человека с высокой вероятностью приведёт к увеличению социального расслоения, которое и без того происходит, т.к. чем больше ресурс, тем больше возможностей его приумножить, и лучшие стремительно уходят в отрыв, и конкурировать с ними становится почти невозможно, а ресурсы это власть.
Reply
Подозреваю, что рационализм для левых всегда был маской, и нет ничего удивительного в том, что к концу 20 века они ее сбросили. А те, которые не сбросили (Робинсона никак не назовешь антисциентистом) - просто слишком наивны. Но здесь я замолкаю, ибо это совсем уже не моя область компетентности.
Reply
Так других-то нет. То есть, конечно, есть - но это именно отдельные фигуры, а не крупные общественные силы.
С другой стороны, тут вон некто Транквиллус Макс вполне резонно напоминает об отношении правых к науке. Да и сам я в свое время писал, что, мол, не каждый республиканец и даже не каждый политик-республиканец выступает за преподавание в школах креационизма, но каждый политик, поддерживающий эту идею, - республиканец. Т. е. по американским меркам - правый.
Подозреваю, что рационализм для левых всегда был маской
Ну-у-у, это во-первых, неправда, во-вторых, скучно. Не говоря уж о том, что это абсолютно неэволюционный взгляд. Что бы Вы сказали об утверждении "билатеральность для иглокожих всегда была лишь маской, и ничего удивительного, что они ее в итоге сбросили"?
Но здесь я замолкаю, ибо это совсем уже не моя область компетентности.
Да и не моя тоже. Я лишь констатирую, как это выглядит для наивного внешнего наблюдателя.
Reply
Будем заниматься просвещением, дистанцируясь от всяких общественных течений. Что, собственно, по факту и происходит. А взаимодействие возможно и на других полях: читаю же я, например, Жана Поля Сартра, хотя к его общественной деятельности отношусь с отвращением.
Reply
Это не говоря уж о том, что "если ты не интересуешься политикой, политика рано или поздно заинтересуется тобой". Что, между прочим, тоже по факту и происходит: в современной науке не только определенные точки зрения, но и определенные темы для исследований оказываются "закрытыми" или, по крайней мере, чреватыми серьезными неприятностями именно из-за политических рисков. "Ученых, пытающихся, например, изучать влияние генотипа на когнитивные способности, чуть что обзывают фашистами-расистами и т.д." - писал несколько месяцев назад хозяин этого журонала. И для защиты от таких наездов тоже нужны политические союзники/представители.
Reply
Reply
Дело-то не в том, от кого исходят те или иные наезды на науку, а в том, кто ее от них защитит.
вменяемую общественную силу надо сначала вырастить. А для этого нужно что? - правильно, просвещение.
С этим не поспоришь, но это игра вдолгую. А защищаться надо уже сейчас. Так что в ожидании вменяемой общественной силы приходится как-то договариваться с невменяемыми.
Впрочем, я-то как раз занимаюсь не этим, а вот именно тем, о чем Вы говорите.
Reply
Беда в том, что учёные не понимают ценности для себя новой, потенциально глобальной идеологии, основанной на качественно новой модели мира. Ведь воспринявшие её народы будут весомым политическим союзником науки. Объединившись, они не дадут окуклиться человечеству в глобальной цифровой диктатуре. И если наука не даст человечеству объединительную идеологию, то и она загнётся от скудных подачек власти.
Reply
Reply
Reply
Ну допустим. А Вы-то тут при чем?
Reply
Впрочем, Вы не готовы обсуждать мою "теорию всего", но общественные силы без объединяющей идеологии не образуются.
Reply
А то это уже напоминает эпизод из романа Екатерины Шерги "Подземный корабль", где один персонаж разработал безотказную технику внушения, позволяющую убедить кого угожно в чем угодно, но никак не может опубликовать книгу об этом, потому что ни одно издательство ее почему-то не берет...
Reply
Leave a comment