Итак, новый лекционный курс "Теория эволюции" (читался в этом семестре четверокурсникам биофака МГУ).
Учебный курс теперь состоит из трех дополняющих, но не заменяющих друг друга частей: эти лекции, семинары (их проводят сотрудники кафедры) и учебник А.С.Северцова. Дублирование сведено к минимуму. Поэтому, например, в лекциях практически ничего нет по таким темам, как видообразование и эво-дево. Это было на семинарах в достаточном объеме.
Студенты записали почти все лекции на видео и частично выложили их в интернет. Если выложат еще, я добавлю соответствующие ссылки.
Темы лекций указаны очень приблизительно. Если, например, для лекции 2 указано "отбор, дрейф", это не значит, что в лекции говорилось только про отбор и дрейф, ни что темы отбора и дрейфа полностью раскрыты в этой лекции и в других не обсуждались. Лекции переходят друг в друга плавно и каждая по отдельности не является законченной и самодостаточной.
Скачать презентации к лекциям (pdf)
Лекция 1. Дарвиновский эволюционный механизм. Репликаторы, наследственность, изменчивость, отбор.
Лекция 2. Видео:
Часть1 Часть2 отбор, дрейф
Лекция 3. Видео:
Часть1 Часть2 устойчивость, пластичность, ЭТЭ
Лекция 4. Видео:
Часть1 Часть2 эволюционные эксперименты
Лекция 5. Видео:
Часть1+2 "догмы", МГЭ
Лекция 6. Видео:
Часть1 Часть2 ГПГ
Лекция 7. Видео:
Часть1 Часть2 Секс
Лекция 8. Видео:
Часть1 Часть2 Секс, ЭСС
Лекция 9. Видео:
Часть1 Часть2 эволюционные новшества
Лекция 10. Видео:
Часть1 Часть2 половой отбор
Лекция 11. Видео:
Часть1 Часть2 половой отбор
Лекция 12. Видео:
Часть1 Часть2 абиогенез
Лекция 13. абиогенез
Лекция 14. Видео:
Часть1 Часть2 геохронология
Лекция 15. Видео:
Часть1 Часть2 архей
Лекция 16. Видео:
Часть1 Часть2 протерозой
Лекция 17. кембрий
Лекция 17-дополнительная. фанерозой
Лекция 18. эволюционная этика (можно посмотреть другую версию этой лекции, например,
здесь)
Но в общем, конечно, 18 лекций - это чепуха. "Избранные главы", не более того. Целостный углубленный курс эволюционной биологии в такой объем не запихнуть (или это будет неудобоваримый концентрат). И в итоге получается, что экономистов я учу эволюции лучше, чем биологов (у экономистов я читаю 2 курса, по 32 пары каждый). То, что экономисты изначально не знают биологии, на самом деле компенсируется занятий за 5, в течение которых они усваивают, в основном за счет самостоятельной работы, необходимый набор базовых понятий. Вот если бы собрать в кучку все мои материалы, накопившиеся к настоящему моменту, получился бы неплохой курс, достаточно полный, с подробный рассмотрением антропогенеза, лекций на 60.
Это был, несомненно, самый тяжелый семестр в моей жизни. Само по себе руководство кафедрой - это куча работы. Причем в данном случае это ведь было не просто рутинное руководство, а освоение абсолютно нового вида деятельности, а главное, надо было искать новые проекты и придумывать, как всё улучшить и развить (спасибо коллективу кафедры - он оказался на удивление дееспособным, доброжелательным и вообще симпатичным). Плюс разработка вот этого нового курса (1-2 рабочих дня в неделю на подготовку лекций). Плюс одновременно - курс у экономистов (2 пары в неделю, 51 человек в группе, контрольные, ДЗ, экзамены - спасибо героическим ассистентам, студенткам из предыдущей группы, без них я бы погиб вообще). Плюс экспериментальная работа с мухами (на это выделен был вторник); плюс новости на Элементах, которые никто не отменял (еще один полный рабочий день в неделю).
В итоге что мы имеем? Имеем некоторое количество чему-то наученных студентов; имеем вот этот лекционный курс; имеем то, что меня утвердили в должности заведующего (это было 25 декабря; кафедра не только дружно поддержала, но и героически помогла в разгар сессии сделать красивую презентацию для моего отчета о достижениях кафедры за год и перспективах развития на 5 лет; ученый совет был доволен и единогласно проголосовал "за"; так что теперь я тут надолго).
Минусы: я реально надорвался. Не было времени вообще ни на что, о написании каких-то научных статей даже подумать было некогда. Это был первый год моей сознательной жизни, за который я не написал ни одной статьи (чем отчитываться в следующем году - непонятно). Приглашения на конференции, даже на самые интересные, на которые в других обстоятельствах я бы обязательно послал тезисы - удалял, не читая. В приглашениях прочесть дополнительные лекции смотрел лишь, насколько суровыми будут последствия отказа, и если видел, что никто не умрет, то удалял. Кучу всяких других интересных предложений удалял, не читая, если только это не было что-то, полезное для кафедры, или что можно поручить кому-то из сотрудников. Главное, не было времени по-настоящему подумать о каких-то научных задачах. Всё это плохо, т.к. теряется смысл. Да и здоровье не выдержит еще одного такого семестра. Придется следующей осенью от преподавания в ВШЭ-РЭШ отказываться - переносить на весну, когда у меня нет биофаковского курса. Это как минимум.