интервью на телеканале "Сов. секретно"

Oct 22, 2013 17:25

Что значит быть человеком
интервью на телеканале "Совершенно секретно" с Д. Губиным

image Click to view



Кое-что интересное там есть. Многие вопросы были весьма неожиданными.

Leave a comment

moshekam October 31 2013, 05:52:38 UTC
Спасибо большое за ответ и извините, ради бога, если я превысил лимит Вашего терпения. Я думаю, что мнения и сомнения читателей и слушателей небезинтересны для популяризаторов науки.

И потому, позволю себе разъяснить свое главное сомнение. Собственно суть моего сомнения высказал Артур Кларк: "Величайшая трагедия в истории человечества в том, что мораль была отнята религией". Не лучше ли будет, если моральные, этические принципы будут формулировать ученые, вооруженные знанием, нежели это будут делать священники, вооруженные предрассудками.

Мне представляется, что из эволюционной этики вытекают весьма высокоморальные принципы. Если не вдаваться в детали, то это:

1.Любовь к себе и своим близким (любовь к ближнему, родственный альтруизм)
2.Необходимость сотрудничества и кооперации с чужими. Понимание, что неприязнь к чужим это нормально, это закономерно. Не надо заставлять любить чужих, их надо понимать и с ними сотрудничать (золотое правило, кооперация)
3.Но если чужие угрожают вашей и жизни ваших близких, от врагов необходимо защищаться(отношение к врагам)
Ну, и кстати, этика иудаизма довольно точно отвечает этим принципам.

Еще раз спасибо за Ваши ответы, и обещаю больше не приставать к Вам со своими вопросами

Reply

microevolution October 31 2013, 12:07:23 UTC
Ну что Вы, приставайте с вопросами, никаких проблем :). Одно только удовольствие - отвечать на вопросы заинтересованных и грамотных читателей. И извините меня, если не всегда хватает сил и времени на поиск элегатных формулировок - возможно, мои выглядят агрессивно?

Я не думаю, что можно постановлением назначить организацию или группу лиц, которые должны определять этические принципы. Будь то религиозные деятели или ученые или политики. По факту этические основы общества определяют те, кого это общество признает духовным лидером.
Эволюционный аспект тут (на мой взгляд, отличный от концепции "эволюционной этики") заключается в том, что если общество выбрало себе лидера и ценности, не способствующие выживанию и процветанию в текущей ситуации, то оно исчезнет. Те же ценности в других условиях могут оказаться залогом успеха. Это надо изучать.

Я не считаю, что неприязнь к чужим - это нормально, если "свой" и "чужой" маркируется по степени родства.
Для меня лично совершенно чужие - те люди, которые совершают преступления против человечества или своих соотечественников, или людей другой национальности или расы. Для меня свои - это те, кто пытается сделать мир лучше, людей счастливее, и это не зависит от степени родства со мной, национальности или расы хорошего человека.
То, что раньше имело биологическую основу, давно (еще до появления Homo sapiens) преобразовано социальными отношениями. Биологические свойства не исчезли (и гены те же есть, и нейромедиаторы), но на их основе выстроена социально задваемая конструкция.

Заставлять любить не только не надо, но и невозможно. Нельзя заставить человека испытывать какое-либо чувство. Научить, подать пример, какие чувства в каких ситуациях испытывать - можно. Часто - внушить, минуя сознание. Это к педагогам, псхиологам и к родителям. И еще к PR-щикам, которые достаточно часто используют это в корыстных интересах, но те же технологии могут работать во благо.

Роль науки - в том, чтобы узнать и показать, какое действие к каким последствиям приведет. Что причина чего. А роль общества - согласовать, что делать. Эти решения должны приниматься с учетом мнения ученых. Но ни в одном обществе не было власти ученых. Даже в тех случаях, когда ученый оказывался у власти, он вел себя как политик, а не как исследователь. Политик - это другая роль. Вне зависимости от уровня образования. Хотя мне образованные политики и образованные религиозные деятели да еще соблюдающие этические принципы, нравятся невыразимо больше, чем троешники во власти.

Об этике иудаизма или какой-либо другой религии ничего сказать не могу - не религиовед.
Однако религия в ряде случаев выступает как маркер "своих" (иногда- нет, и адепты одной конфессии вполне злобно деруться между собой, что зависит от политической и экономической ситуации). И некоторым группам "своих" характерно считать свою систему взглядов, свои этические и моральные установки единственно правильными, а у остальных - неправильными. И это характерно для групп любого уровня - от аборигенов Австралии до мировых религий.
Вот с этим я не согласна. С тем, что какая-то группа заявляет "мы - этичные, у нас совесть есть, а у прочих совести нет, и они такие-сякие".

Я вижу роль науки в том, чтобы показать, что ценности общества не абсолютны, а меняются в зависимости от исторических условий. И в том, чтобы показать, какие ценности способствовали (и могут способствовать) долговременному (!!) выживанию и процветанию, а какие - нет.
И я вижу ценность самого научного сообщества именно в том, что оно НЕ заявляет - мы знаем истину в последней инстанции, мы лучше всех, а остальные - безграмотные бессовестные бяки. Ценность в том, что именно ученые знают границы применимости того, что они знают.
Хотя "Истина существует, и цель науки - ее поиск" (копирайт ак. Зализняка).
И в обязанности ученого, с моей точки зрения, входит настойчиво предъявлять обществу результаты этого поиска, и предупреждать о том, что будет если их игнорировать. Но общество довольно часто игнорирует, пока "то самое" не перейдет из печальных прогнозов в печальную действительность. Конечно, есть и противоположные примеры. И конечно же, я хочу чтобы их стало больше, потому и занимаюсь популяризацией.

Спасибо за повод перевести размышления о таких философских материях в текст :)

Reply

moshekam October 31 2013, 15:57:30 UTC
Мне приятно вести с Вами диалог, но конкретных вопросов у меня уже нет, а занимать Ваше внимание изложением своей точки зрения не совсем удобно. Но еще одно соображение все-таки хочу высказать.

В наше время, когда религия утрачивает свои позиции как источник морали, когда растет число атеистов и разуверившихся в авторитете религиозных лидеров, необходим иной, вне- или межрелигизный источник формирования этических принципов. И, как мне кажется, этим источником может стать наука, Ваша наука.
Возможно, высокоинтеллектуальная часть общества способна сама понять и сформулировать для себя этические принципы, но большиству населения их нужно прививать. Подробней об этом в моем посте "Зачем нужна религия" http://moshekam.livejournal.com/399222.html

И тут, конечно, важны нюансы. "Чужие" это не просто не родственники, это представители иной культуры, живущие по другим правилам и традициям. И если внешний вид, громкая чужая речь, жертвоприношения животных и прочие чуждые нам традиции, вызывают у нас неприязнь, то это имеет объяснение, но это не повод для вражды. Это повод для сотрудничества и кооперации.
А общих врагов полно за пределами человеческой цивилизации. Это и болезни, и голод, и террористы-смертники, и много чего еще...

Спасибо, и если позволите, я нашу переписку перетащу к себе в журнал.

Reply

microevolution October 31 2013, 20:24:27 UTC
>А общих врагов полно за пределами человеческой цивилизации. Это и болезни, и голод, и террористы...

Да, объединяться надо вокруг позитивных целей - здоровье, счастье, продолжительность жизни, переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения, а не "против чужого".

>Спасибо, и если позволите, я нашу переписку перетащу к себе в журнал.
Конечно, не вопрос...

Reply


Leave a comment

Up