За свою короткую жизнь Франц Кафка успел оставить неповторимый след в самом сердце западной культуры. Созданный им мир стал олицетворением мрачной и грозной действительности, в которой блуждают беспомощные герои, тщетно пытающиеся воспротивиться року. Кафке, возможно, лучше всех удалось отразить наше бессилие в тисках могучих процессов современного мира. В рассказе «Перед законом» Кафка описывает странную ситуацию:
Человек из деревни стоит перед «вратами в закон» и просит привратника впустить его.
«Что ж, это возможно, - отвечает привратник, - но только не сейчас».
Поскольку ворота, ведущие в закон, раскрыты, человек пытается заглянуть вовнутрь. Когда привратник замечает это, он смеется и говорит: «Если это тебя так манит, то попробуй тогда войти туда вопреки моему запрету. Но запомни: я всемогущ. И я только самый нижний привратник. От зала к залу там дальше стоят привратники - один могущественнее другого. Уже перед лицом третьего теряюсь даже я».
Запуганный привратником, человек принимает типичное решение: подождать в сторонке до лучших времен.
Подобно человеку из деревни, мы всю жизнь проводим возле тайны, но так и не решаемся переступить ее порог. Да и где он, этот порог? И кто такие стражники?
Стражники - это его собственные эгоистические желания, и для победы над ними ему необходимо изменить свою природу. Он должен научиться использовать свой врожденный эгоизм на пользу другим. На этом пути человек обретает то, чего не добыть никакими другими средствами, - он находит себя самого на новой ступени, в новой роли.
По правде говоря, стражников не пройти «с наскока». Тут нужна система: мы меняем себя, и каждое такое изменение позволяет нам пройти очередного стражника - то есть приподняться над еще более глубоким пластом эгоистических желаний, которые пробуждаются в человеке по ходу духовного продвижения. Главное не отступать и не отчаиваться - тогда мы обязательно достигнем желанной цели. А может быть мы никогда не покидали царского дворца - нам просто нужно вырасти из иллюзий и разглядеть подлинную реальность?
по материалам М.А.К.