Каждое действие, которое не приносит нашему развитию пользу, которое не отвечает нашим ожиданиям, приносит нам страдание. Каждое действие, которое не дает проявиться нашей истинной сущности, которое не позволяет проявить нашу актуализацию в этом мире, когда дорогой ценой покупается иллюзорная возможность ежеминутного удовольствия, не приносит истинного счастья. Каждый раз, когда мы делаем что-то, чего нам делать не хочется, это раздражает нас и доводит до депрессии. Итак, как наступить на грабли, т.е. как неосознанно мы порой наносим себе вред?
1 способ: не слышать себя
Мы научилась себя лечить, воздействовать на нашу психику, создавать социальные институты. Но что в итоге мы получили? В начале XXI века человек чувствует себя несчастным, одиноким и бессильным перед самим собой и природой.
Главное, чему не научился человек, это слышать самого себя, свою природу, свою сущность.
Человеку не хватает настоящего желания измениться, желания быть цельным.
2 способ: не задумываться
Общая идея в этом случае заключается в жизни по принципу: моя кочка с краю - ничего не знаю». Однако внутренне продвигающийся человек, прежде всего, заботиться о своем совершенствовании. Потому как открывается ему, что весь мир совершенен, и только он неисправен. Он ищет, как вновь обрести утерянное единство с миром, утерянную в далеком прошлом целостность.
Первым шагом на пути роста является оценка своего состояния. Внутренние инструменты рождаются в точке восприятия себя как объекта исследования, воздействия и перестройки. Созерцание - это такое восприятие, когда внутреннее воспринимается как внешний объект.
3 способ: не стремиться любить
Если человеком овладевает модель доминантного эгоизма, то он слушает и воспринимает только себя. Зачем ему видеть мир глазами другого? Увеличивая масштаб воспринимаемого, мы как бы оказываемся незащищенными. При этом впереди всегда неизвестное. Но с другой стороны, открыв себя для мира, мы делаем себя сделать максимально подвижными. А сели еще человек, постигает любовь к ближнему, то по закону равенства свойств выходит из своей узкой картины восприятия, полного страданий, в широкий и вечный мир .
Цель настолько отключена от наших, каких бы то ни было эгоистических желаний, что поначалу ее даже трудно вообразить. Ведь на сегодня для большинства человечества она является целью совершенно абстрактной, поскольку не ощущается в наших сегодняшних свойствах. И потому пожелать выйти из своих свойств, чтобы слиться с этой целью, можно лишь в том случае, если цель эта будет иметь в наших глазах огромную важность.
4 способ: играть в прятки с жизнью
Находясь в нашем эгоистическом видении мира, мы испытываем трудности с пониманием того, что такое духовное. Бааль Суллам, великий каббалист XX века, объясняет это просто. Он говорит так: нам нужно наполнение, наслаждение. Неважно, чем оно будет вызвано: получением или отдачей, главное - наполнить себя. Если человек знает, что благодаря достижению свойства отдачи в нем разливается вечная жизнь, и он удостаивается всего, что только может находиться внутри сосудов, внутри желаний - тогда свойство отдачи становится для него в высшей степени дорогим и желанным. Это еще не духовное, но вход в него.
5 способ: не желать познать мир
Мы не хотим познать мир, в котором находимся, потому что не понимаем, что без этого невозможно продвигаться и получать удовольствие по-настоящему. Но мы вынуждены справляться с тяжелыми жизненными ситуациями, и хотим больше преуспевать в жизни.
Итак, как же не наступать на грабли?
Решить психологическую проблему отчужденности от мира и дисгармонии. Как же ее решить? Наилучшим состоянием, называемым истинным взаимодействием с миром, является такое состояние, когда человек находится в равновесии с ним, в полном понимании его, в соответствии сил, желаний и мыслей всему, окружающему его. Это означает, что все, что есть в человеке: желания, силы, мысли, намерения, полностью соответствуют находящимся в окружающем его мире, когда все понимают его и желают того же, что и он. Это называется состоянием равновесия.
И нет состояния более совершенного, чем ощущение себя в равновесии с миром. Оно подобно ощущению плода в чреве матери - все предназначено для того, чтобы обеспечить его всем необходимым, нет никакой разницы между его внутренними потребностями и тем, что он получает снаружи, все абсолютно прозрачно.
Мы стремимся достичь такого состояния на всевозможных уровнях: в мыслях подсознательно и осознанно, во всех формах состояния материи: твердом, жидком, и газообразном. На каждом из этих уровней во всех видах природы: в неживой, растительной, животной и человеческой - все желания материи направлены к достижению состояния равенства свойств с тем, что ее окружает.
Для этого, в сущности, и предназначена наука каббала. Она учит нас, как достичь состояния безмятежного покоя и умиротворения, чтобы наши ощущения воздействия на нас со стороны окружающего мира, и наше внутреннее мироощущение находились действительно в мире между собой, в полном совершенстве.