Академия «Бней Барух» объединила тысячи людей со всех концов Земли. Кто они такие? Почему пришли к каббале и чего ждут от нее? Может быть, это люди одного круга, которым легко поладить между собой? Но нет, в них не разглядеть однообразия, они не похожи на плохое вино, разлитое из одной бочки по бутылкам с разными этикетками. Наоборот, как новогоднее шампанское, они играют всеми цветами радуги.
В каббале нет привилегий и ограничений, она открыта каждому, в ком зародилось новое желание - хоть капельку приподняться над самим собой. Не надо бороться с собственными убеждениями и пристрастиями, не надо менять религию и традиции. Мало того, перефразируя известное изречение, можно сказать, что каббале все возрасты покорны. Люди разных поколений находят в ней именно то, что они искали. Отцы рассказывают о каббале сыновьям, и те с удивлением обнаруживают, что им еще есть чему поучиться у своих родителей. А иногда бывает и наоборот. Впрочем, сейчас они сами расскажут нам об этом.
ГАРРИ ЛЕРНЕР - офицер советской армии, инженер-вольнодумец, специалист, признающий только высокие частоты, ветеран хай-тека и диссидентства в СССР.
Гарик, как ты докатился до такой жизни?
Гарик. Я занимался восточными учениями и йогой, голодал, не раз садился на диету - вообще, всё, о чем слышал, пробовал на себе. Окружающие, естественно, были против - но в то время мне казалось, что знания о свойствах организма дадут ключ к пониманию сути вещей. Меня влекла не сама методика, а ее внутренняя философия, не технические следствия, а глубинные причины.
Позже началось увлечение авторской песней. Правда, слуха у меня нет совсем, но однажды я попал на концерт заезжих бардов с участием Клячкина, послушал и вскоре сам стал помогать в организации их выступлений. Это было отдушиной в затхлой советской действительности. И все же подспудно я чувствовал, что занимаюсь не своим делом, что жизнь устроена не так, как ее малюют.
В разговор вступает молодое поколение.
Валик. Я никогда не любил «тусовки» отца. Зачем тратить время на всякие изыскания? К чему задерживаться на промежуточных этапах? Я чуть ли не с детских лет искал точку гармонии, совершенное удовольствие - правда, долгое время без особого успеха.
Родители привезли меня в Израиль в последний день 1990 года. Не могу сказать, что переезд положительно отразился на моей учебе. И в России, и в Израиле «предков» вызывали в школу на предмет посещаемости и успеваемости. С одной стороны, с тремя двойками за четверть меня отправляли на олимпиады по математике и физике, где я побеждал, а с другой стороны, я никогда не относился к этим победам серьезно. Из израильской школы меня чуть не выгнали, ведь я появился там всего раза три. Но опять-таки спасли физика с математикой.
Зато в армии я был «на хорошем счету» - в том смысле, что у меня набралось более двадцати дисциплинарных взысканий. Страдания первого года службы заставили меня по-новому взглянуть на действительность. Я понял, что всё зависит от твоего восприятия - даже местные прапорщики, нужно только правильно к ним отнестись.
Кто же из вас первым нашел каббалу?
Гарик. Вообще-то, процесс начался несколько раньше. Как-то раз я сидел у себя на даче под Винницей и почитывал книжку. Чудесный день, ласковое солнце заливает округу, в воздухе стоит весна и на розовых лепестках серебрятся капли росы. Именно в этот момент меня что-то ударило. «Еду!» - сказал я себе.
И сразу же вся жизнь стремительно покатилась вперед - туда, где ей суждено было обрести смысл. Жену я уговорил почти сразу, а многотысячные очереди в ОВИР словно расступились перед нами. Принятое решение запустило процесс. Сев в самолет, я почувствовал себя дома - и с тех пор ни разу не испытывал ностальгии.
Однако сюрпризы не прекращались. Мы поселились в Иерусалиме, и нас сразу зазвали к себе старые друзья. Первое, что я у них увидел - это книга «Основные положения каббалы», которая лежала на столе. Не успел я ее одолжить и «проглотить», как жена принесла из магазина новую газету, а там - интервью рава Лайтмана. Я связался с редакцией и получил его телефон. Так и началось наше знакомство.
Он пригласил меня к себе домой, а через несколько месяцев позвал заниматься в только что организованной группе. Спустя какое-то время занятия стали ежедневными, мы открыли новый центр, перевели на разные языки море материалов, организовали сеть групп по всей стране и вывели каббалу на международный уровень.
Ну а ты, Валик, пошел по стопам отца?
Валик. Только без штампов. Прежде всего, занимаясь аналоговой электроникой, я увидел ограниченность научного подхода. Наука формирует модель реальности, после чего уходит от жизни и играется со своей моделью. Но мне нужно реальное ощущение, а не моделирование. Хочу ощущать мир во всей его полноте.
Однажды во время армейских сборов я попал на гору Мирон. Разразилась ночная гроза, молнии сверкали каждые несколько секунд, все вокруг стало синим, связь оборвалась, и мы со страхом посматривали на высокую антенну своего джипа. Помню, я подумал тогда: «Неужели мы не способны обуздать бури нашей жизни?». Зато потом стихия угомонилась, и небо залили неповторимые краски зари. Вся долина лежала перед нами как на ладони, и Хермон высился чуть ли не до небес. В такие мгновения эгоизм как будто умирает, оставляя тебя в свободном полете. Песня без слов...
Почему-то этот случай навсегда спаялся в моей памяти с первыми впечатлениями от каббалы. Я встретился с ней семь лет назад в праздник Ту би Шват и больше не расстаюсь. Пришел и понял: это мое место. Отец привез меня в «Бней Барух», и здесь я впервые испытал ощущение чего-то великого, возвышенного. Ощущение это было столь сильным, что граничило с уверенностью.
Вообще, удивительно: наконец-то мы с отцом нашли общий язык, и это язык каббалы. В наших взаимоотношениях появилась суть, общность цели. А кроме того, я женился, и мой папа стал «трепетным» дедушкой.
Ну а теперь коронный вопрос, который я долго придумывал. Что бы вы хотели сказать нашим читателям?
Гарик. Зачем оставаться слепыми котятами? Сегодня достаточно взглянуть на цифры, чтобы увидеть, куда катится мир. Это очевидно. Начните хотя бы читать газету. Насколько возможно, приближайтесь к истинному пониманию вещей. Все дело только в понимании. Ни наука, ни искусство не дают ответа, потому что ищут решение на уровне следствий, а не причин.
Валик. Каббала дает ответы на все вопросы. Ну а сколько ты сможешь почерпнуть из нее - это зависит полностью от тебя. Перед тобой развертывается путь к истине, и ты волен идти или не идти по нему. Это выбор между подкупающей рутиной и тем, о чем мечтал, что искал все эти годы. Пускай люди воспримут идею каббалы с радостью, пускай поднимутся над мишурой хлеба и зрелищ и почувствуют, что существует абсолютное мироощущение, которое зовет всех нас. Короче, пускай все будет хорошо.
М.A.К.