Психология завоевателя

May 29, 2007 11:50

Владимир Сивицкий,
МГЭИ, Минск, Беларусь




История Человечества знает огромное количество войн: от локальных конфликтов до глобального противостояния. XX век стал кульминацией - за несколько десятков лет про-изошли две мировые войны, и трагические события тех лет продолжают ужасать сознание как очевидцев, так и последующих поколений. Но, к сожалению, нет никакой уверенности в том, "венец эволюции" человек окончательно усвоил эти жестокие уроки.

В любом конфликте, от семейной ссоры до мировой войны, есть позиция нападающего, т.е. завоевателя, и позиция отвечающего на попытку агрессии. Чтобы понять механизм воз-никновения и протекания конфликта, надо подняться над ситуацией, выйти за рамки позиции одной из сторон и провести объективный анализ причин и последствий. И поэтому писатели и художники, ученые и мистики во все времена в художественной или научной форме обраща-лись и обращаются к тематике войны.

Само по себе стремление к завоеванию чего-то нового присуще всем людям и оказало огромное влияние на развитие и отдельного человека, и всей цивилизации в целом. Географи-ческие открытия, наука, спорт и многие другие сферы деятельности требовали и требуют не-уклонной воли к достижению цели, настойчивости и целеустремленности. Это конструктивная сторона завоеваний, где происходит противостояние с трудностями, природой, неизвестно-стью и т.д.
Оборотная, деструктивная сторона завоевания связана со стремлением достичь цели за счет других людей ("загребать жар чужими руками"), любой ценой ("цель оправдывает сред-ства"), насилием ("закон джунглей: кто сильнее, тот и прав") и т.д. Ниже рассмотрим несколь-ко типичных причин, которые толкают человека на агрессию к другому человеку и проявляют себя не только в военном противостоянии, но и в отношениях мирной жизни.

Удовлетворение личных амбиций
Социальный статус человека определяет его возможности воздействия на окружение. "Государство - это я!" - заявил один из Людовиков и выразил этой фразой важную позицию: в условиях зависимости (социальной, материальной, духовной и т.д.) мнение подчиненного ис-пользуется как обоснование действий, направленных на удовлетворение собственных нужд.
Этот прием активно используется на самых разных уровнях, и вот примеры: родитель на-вязывает свою волю ребенку, "заботясь о его будущем", учитель опрашивает учеников нака-нуне экзамена, начальник организует собрание коллектива перед приездом комиссии, прези-дент страны проводит репрессии "для блага народа" и т.д., когда за альтруистическими при-зывами и внешне благопристойными действиями скрываются личные и корыстные мотивы. Порой идеалом честности выглядит Герострат, который не скрывал, что поджег одно из чудес света для того, чтобы войти в историю.

Стремление улучшить свое состояние
Начать жить лучше - это нормальное стремление каждого человека, и увеличение мате-риальных и духовных ценностей является обязательным атрибутом этого процесса. Но и предметы, и авторитет, и славу можно заработать, т.е. создав новое, а можно отобрать у дру-гих, т.е. перераспределив существующее. Во втором случае, особенно когда желаемое при-надлежит другому (человеку, организации, стране), возникают предпосылки к агрессии. Мно-гочисленные примеры этого есть в окружающем мире: от детского воровства игрушек и под-ростковых разборок до взяточничества и грабежа в любом масштабе.
Обычно завоевание для улучшения своего состояния происходит до столкновения с рав-ной или превосходящей силой, но при ее отсутствии - практически бесконечно. Лучшие умы Человечества продолжают искать способы ограничения имперских претензий сильных мира сего: от санкций против тоталитарных режимов до антимонопольных законов в любой отрас-ли. Это очевидная и наиболее распространенная мотивация завоевателя для силового пути к цели, разрешения имущественной проблемы или приобретения социального статуса. Такая стратегия из-за постоянной борьбы с конкурентами приводит к необходимости поддерживать боеготовность и прилагать усилия по удержанию захваченного, т.е. к следующей причине аг-рессии.

Стремление избежать ухудшения (поддержать состояние)
Многие конфликтные ситуации возникают с целью не улучшить, а удержать сущест-вующее положение или отношения, и тогда агрессия проявляется в форме репрессий, т.е. сдерживающе-карательных мероприятий. В этом случае легко скрыть момент завоевания, ведь агрессор часто выглядит как пострадавшая сторона, которая стремится сохранить порядок на захваченной территории, а сам факт предыдущего насилия может не упоминаться или замал-чиваться. Партизанское движение в период войны и карательные действия против него - ти-пичный пример такого противостояния. Другое проявление этой причины в военных действи-ях - упреждающий удар, захват контроля над тем, что может стать опасным в будущем, и но-вейшая история дает нам этому множество примеров.
Но стремление сохранить текущее состояние как универсальная причина конфликта при-сутствует и в других сферах человеческой активности: от ревности в межличностных отноше-ниях до экономической конкуренции в мировом масштабе. И хотя это стремление может при-водить и к негативным последствиям (консерватизм, застой), во многих случаях оно поощря-ется по принципу "лучшее - враг хорошего".

Экспансия своего мировоззрения
Завоевание физическое всегда сопровождается завоеванием моральным - победитель ус-танавливает свой порядок и свое понимание мира. История Человечества знает немало войн, которые были начаты из-за желания "перекроить" мир по своему усмотрению, навязать свои ценности тем, кто их не признает.
Психологические корни стремления к такому завоеванию лежат в эгоцентричности чело-века и проявляются на разных уровнях: от принципа "я начальник, ты - дурак" до убеждения, что "мой образ жизни - единственно правильный". Чтобы понять, насколько велика эта про-блема, достаточно узнать у человека причины его недовольства жизнью - в большинстве слу-чаев это будут другие люди и "объективные" причины, с которыми можно и нужно бороться.
С развитием технологий и появлением оружия массового уничтожения силовой путь за-воевания стал невыгодным и опасным, что сместило акценты современных завоевателей на борьбу за мировоззрение, которое может происходить совершенно незаметно и внешне мир-ными средствами - словами, подарками, благотворительными акциями. В психологии хорошо известны приемы воздействия как на индивидуальное, так и на массовое сознание, широко ис-пользуемые в сектах, экстремистских организациях, рекламе и пропаганде.

Манипуляция мировоззрением может осуществляться настолько виртуозно, что осозна-ние зависимости приходит только при попытке сделать свой выбор, несовпадающий с "гене-ральной линией", но чаще такое желание даже не возникает - ситуация "выбор без выбора". Накапливаемое недовольство существующим порядком вещей выплескивается в поиске "вра-гов народа", войне с "жадными эксплуататорами", людьми другой расы или веры, просто с людьми, которые выделились из средней массы. Своевременно находя "козлов отпущения", можно очень долго сохранять влияние на мысли и поступки людей.

Но невозможно жить в обществе и быть свободным от него, а различные социальные системы веками формировали методы воспитания людей для своих нужд. Каждый из нас яв-ляется не просто носителем определенного мировоззрения, но также его продуктом и коррек-тором для следующего поколения. По моему глубокому убеждению, главным критерием правильности мировоззрения человека является его удовлетворенность собственной жизнью. При этом революционер, жертвующий всем ради своих убеждений, может быть сча-стлив в борьбе и оказаться несчастным, когда его враг исчезнет.

Но если мотивы завоевателя-лидера часто очевидны, то позиция завоевателя-исполнителя требует отдельного анализа, а легкость ее формирования вызывает серьезную тревогу. Передав право решения, а следовательно, и ответственность за содеянное, лидеру, ис-полнитель не обременяет себя оценкой результатов своих действий. Такую ситуацию хорошо иллюстрируют слова о солдатах группы "Центр" из песни В.С. Высоцкого "Не надо думать - с нами тот, кто все за нас решит!"
Конечно, требования армейского устава в подчинении вышестоящему начальнику кате-горичны, а за нарушение дисциплины предусмотрены самые суровые наказания, но история войны знает немало случаев, когда для того, чтобы остаться Человеком воин поступал по сво-им убеждениям наперекор приказу непосредственного командира и в итоге оказывался прав. Эти примеры позволяют нам увидеть психологический ключ ситуации: без внутренней го-товности совершить жестокость или подлость невозможно заставить человека сделать такой поступок даже под гипнозом. Из этого следует, что захватнической войне обязательно предшествует период формирования захватнического мировоззрения.

Люди всегда боролись за право выбирать образ своей жизни, и в этом направлении, без-условно, достигнуто немало успехов. Однако свобода выбора сегодня нередко превращается в нежелание выбирать, причинами чего является неумение делать выбор, а в частности:
" неготовность нести ответственность за решение;
" боязнь ошибиться в процессе выбора;
" боязнь потерять возможность выбора;
" неверие в собственные силы и т.д.

В результате общество получает очередную партию иждивенцев, а громадный потенциал творчества и энтузиазма выплескивается в бессмысленном времяпровождении и, к сожалению, социально-негативных поступках. Социальный инфантилизм современной молодежи является отличной почвой для посева захватнических, в том числе и террористических идей - легко и быстро можно получить то, что до сих пор было недоступно. Ведь при вербовке боевиков фи-нансовые аргументы уже давно вытеснили религиозные.

И не случайно были произнесены мудрые слова: "бойтесь равнодушных - с их молчали-вого согласия свершаются все подлости в мире". Инфантилизм или цинизм в результате раз-очарования в будущем, равнодушие к страданиям других, избегание неприятных воспомина-ний и сильных переживаний приводят к душевной пустоте непробиваемому панцирю эгоизма. Сознание таких людей становится легкой добычей для любого манипулирования, а инстинкт самосохранения и безответственность приводит к подлости и жестокости.

В конце прошлого столетия военные империи были вытеснены империями экономиче-скими и политическими, причем борьба по-прежнему идет без компромиссов. Однако все же есть надежда, что разум Человечества осознает хрупкость своего существования и обуздает деструктивные силы как отдельных личностей, так и различных группировок. Очень хочется верить, что в XX веке завершилась кровавая страница истории, а неуемная энергичность и предприимчивость человека, которые вывели его на вершину биологической эволюции, смо-гут реализоваться в созидательной активности, и будущее наших детей, за которое отдали свои жизни известные и безымянные герои, будет не мрачным и тоскливым, а светлым и радо-стным.

история, будущее, техника, прогресс, социология, культура, психология, наука, капитализм, футурология

Previous post Next post
Up