Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. По замыслу патриарха под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, главный собор должен был копировать храм Гроба Господня в Иерусалиме, река Истра была переименована в Иордан (Иордань). Окрестные деревни и холмы получили библейские названия, такие как Сион, Вифания, Фавор, Елеон, Кедрон. Однако масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, являясь именно прообразом Святой Земли.
1.
Земля, на которой должна была быть расположена обитель, находилась во владении вотчинников (потомственных феодалов с земельными владениями), и патриарх Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать эти земельные владения.
2.
Строительство собора началось в 1658 году, однако в том же году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем Никон объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту Новоиерусалимского монастыря, руководя строительством собора. В 1666 году Никон вернулся в Москву, где был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. При царе Федоре Алексеевиче Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге скончался и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
3.
После смерти Никона монастырь не был заброшен, а к строительству привлекались лучшие русские зодчие - Я.Г. Бухвостов, Ф.Б. Расстрелли, М.Ф. Казаков. 18 января 1685 года Воскресенский собор был освящен.
4.
В правление Петра I в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок - был уменьшен штат монахов, ограничены средства на их содержание, большая часть доходов монастыря передавалась в государственную казну. К тому же монастырь был обязан поставлять государству лошадей и фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян. Императрица Елизавета Петровна взяла монастырь под свое покровительство, выделила большие средства на его ремонт.
5.
Увеличились земельные владения Новоиерусалимского монастыря, улучшилось материальное положение. Монастырь превращается во влиятельный религиозный и культурный центр. В его распоряжении находилась одна из богатейший библиотек в стране, основу которой составили личные книги патриарха Никона, переданные им монастырю, в том числе рукописи из афонских монастырей с античными и раннехристианскими текстами. Переводы книг, изданных в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, регулярно присылались в монастырь. Уже к концу XVII века здесь хранилось более 600 книг. (С 1920 года собрание рукописей хранится в Государственном Историческом музее.) Многие известные фигуры русской истории и культуры рубежа XVIII-XIX веков побывали паломниками в Новоиерусалимском монастыре.
6.
В XIX - начале XX века монастырь становится одним из центров паломничества в России. К 1913 году монастырь ежегодно посещали 35000 человек. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году музей три недели находился в оккупации и был разграблен, а Воскресенский собор взорван, были уничтожены многие архитектурные памятники. В 1959 году музей возобновил работу, были восстановлены монастырские постройки, за исключением основной архитектурной доминанты - ярусной колокольни XVII века и внутреннего убранства собора.
7.
Согласно описаниям 1668 года монастырь был окружен рвом, через который был перекинут мост к входной башне. В 1690-1697 годах формирование комплекса монастырских построек было завершено возведением каменной крепостной стены. Общая протяженность монастырских стен, построенных с соблюдением правил крепостного зодчества, составляет около одного километра, высота - 9 метров, толщина - до 3 метров. Верхняя часть стен - боевой ход - снабжена двумя рядами бойниц.
8.
9.
На изломах стены поставлены 7 башен. Восьмая, Елизаветинская башня, размещена над западными воротами. Над восточными Святыми воротами построена надвратная Входоиерусалимская церковь.
10.
11.
В продолжение традиции крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская.
12.
По замыслу патриарха Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме с использованием чертежей иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, повторена и схема размещения отдельных помещений. Однако внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном совершенно другие.
13.
С самого начала строительства была создана система поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах.
14.
Как и его палестинский прототип, собор состоит из трех частей, сведенных в цельную архитектурную композицию.
15.
Центр храма - четырехстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - перекрытая шатром ротонда над часовней Гроба Господня (кувуклией) [находится на реставрации].
16.
17.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады.
18.
19.
20.
Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера как Петр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов (два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы и три для заалтарных приделов).
21.
Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трех его ярусах, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
22.
23.
Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный, тщательно проработанный рельеф, и отличаются большими размерами. Это уникальная архитектурная керамика, не имеющая аналогов в русском зодчестве.
24.
25.
26.
С востока к основному объему собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале). В конце XVII века это было простое прямоугольное здание с плоской кровлей, стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, ее венчала одна глава, украшенная изразцами.
27.
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод углубленного на 6 метров в землю здания вырыли ров. В начале XIX века вода стала отводиться по специально устроенному тоннелю, а ров был облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
28.
В 80-х годах XX века в парке музея “Новый Иерусалим” был основан музей деревянного зодчества под открытым небом.
29.
30.
В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта постоянная выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер XIX века.
31.
32.
33.
34.
35.
Деревянная часовня воссоздана по обмерам и фотографиям постройки XVIII века.
36.
Ветряная мельница XIX века перевезена из села Кочемлево Кашинского района.
37.
38.
39.
40.
41.
Рядом находится музей Нового Иерусалима, где можно увидеть деревянную модель палестинского храма, рисунки и фотографии ротонды и кувуклии, предметы обихода и домашнюю утварь.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Спасибо за ваше внимание! :)
Для написания текста использованы материалы из следующих источников:
https://ru.wikipedia.org/http://www.n-jerusalem.ru/http://www.njerusalem.ru/http://www.ierusalim.ru/