Благодаря сообществу
mosblog и лично
vasya_lesya, команда блоггеров также смогла посетить еще одну
уникальную выставку, посвященную "Титанику".
История самого большого в мире, на тот момент, лайнера, затонувшего в своем первом плавании, и похоронившего на морском дне почти 1500 человек, до сих пор привлекает внимание всего мира и окружена ореолом загадочности. Сегодня мы с вами вернемся на сотню лет назад и увидим "Титаник" глазами его первых пассажиров и членов экипажа.
В кавычках приведена тексты, сопровождающие экспонаты выставки.
"Это история людей, которые построили, работали и путешествовали на борту самого роскошного корабля 19912 года - “Титаника”, королевского парохода “White Star Line”. Прикоснитесь к роковой судьбе легендарного судна, начиная с моментов его амбициозного создания. И познакомьтесь с историями его пассажиров, команды “Титаника” и короткой историец жизни самого корабля, увенчавшейся его безвременной гибелью и обнаружением судна спустя 70 лет.
На нашей выставке вы найдете фотографии и артефакты с “Титаника” и его брата-близнеца корабля “Олимпик”, сохранившеся с 1912 года. Корабли были возведены одновременно одними плотниками и конструкторами, став практически братьями-близнецами друг для друга.
Судьба привела “Титаник” к глубинам Северной Атлантики, упокоив все останки гигантсткого корабля и жизни исчезнувших вместе с ним тысяч людей на дне океана, в вечной гробнице из ледяных вод, заявивших более 100 лет назад о своем праве на них.
Экспонаты, представленные на выставке, были созданы эксклюзивно для трех лайнеров “White Star Line”. Один и тот же свод схем конструкций, материалов и дизайнов использовался при создании каждого из 3 кораблей-близнецов, сделав их практически идентичными в интерьерах, а также в убранстве, декорировании и в столовых наборах. Используя в качестве экспонатов сохранившиеся объекты и реликвии “Титаника”, а также “Олимпика”, мы пробуем воспроизвести подлинное величие интерьеров “Титаника” и вместе совершим путешествие на борт дворца Надежды и Чуда, чем когда-то стал “Титаник” для своих современников.
Предметам с борта “Титаника” удалось выжить по разным причинам. Одни были сохранены до затопления корабля. Другие спаслись благодаря пассажирам, уцелевшим на шлюпках. Третьи были подобраны с поверхности океана после того, как огромный корабль пошел ко дну. Остальные обнаружились до злосчастного путешествия корабля в Нью-Йорк.
Усыпальница “Титаника” действительно похожа на склеп со стенами, которые вечно будут хранить души тех, кто разделил его судьбу. Собрав предметы с прожившего намного дольше “Олимпика”, мы попытались аккуратно и с уважением к “Титанику” изобразить жизнь последнего, не тревожа его гробницы.
Включите воображение. И приготовьтесь пережить путешествие на “Титанике” - живом и невредимом корабле, утопающем в богатстве, надежде, рождающем мечты на роскошное будущее."
При входе на борт всем "пассажирам" выдают посадочные талоны абсолютно такого же дизайна какие были у пассажиров "Титаника", на билете приведена краткая информация о человеке, которым я становлюсь на время экскурсии.
Итак, я Гертруда Парсонс Кимболл, 45-летняя супруга Эдвина Кимболла, президента "Hallet", компании "Davis Piano". Мы возвращаемся домой на "Титанике" после отдыха в Ирландии.
"Легенда гласит, что план по созданию “Олимпика”, “Титаника” и, чуть позже, “Британника” (“Гигантика”) - трех кораблей одной массивной конструкции, превосходящих любое судно мира на 50% в ширину и на 100 футов в длину, родился после встречи глав двух мультинациональных корпораций за ужином весной 1907 года.
Главами корпораций были Брюс Исмей, председатель и управляющий директор “White Star Line”, и лорд Уильям Джеймс Пирри, председатель известной судостроительной компании “Harland & Wolff Ltd.”. Пирри входил как в совет директоров “Harland & Wolff Ltd.”, так и в совет судостроительной компании “Ulster”, за его плечами было больше гигантских кораблей, чем у кого бы то ни было за всю историю человечества.
Три магната решиил составить прямую конкуренцию легендарной “Cunard Line” - компании, перевозившей пассажиров через Атлантику уже 70 лет на самых быстрых и самых современных кораблях. Было решено, что принципами дизайна новых кораблей “White Star Line” станут неповторимый комфорт и роскошь, а не скорость. Лайнеры было поручено спроектировать племяннику лорда Пирри, талантливому конструктору Томасу Эндрюсу, а строить их было решено на верфях “Harland & Wolff Ltd.” в Белфасте. Деньги не имели значения для строительства этих роскошных гигантов, на затратах экономить не предполагалось. Задачей Эндрюса был дизайн этих трех действительно роскошных кораблей “как произведений искусства”, который позволил бы “White Star Line” занять первое место на крайне конкурентном рынке кораблестроения.
Даже имена, подаренные судам, должны были подчеркивать их беспрецедентных размер и роскошь, уникальность и принадлежность к классу “королевских пароходов” (RMS) - “Олимпик”, “Титаник” и “Гигантик”, позже переименованный в “Британник”."
Три корабля олимпик-класса компании "White Star Line".
Открытки с изображением "Титаника" и "Олимпика"
(фото из Википедии)
Брюс Исмей (корабельный магнат)
"Брюс Исмей родился в Ливерпуле в 1862 году. Он получил образование в Хэрроу, престижной лондонской школе для мальчиков. Выучившись, он стал помощником своего отца, основавшего компанию “White Star Line” в 1858 году. В 1882 году Исмей стал управляющим нью-йоркского офиса “White Star Line”. После смерти отца в 1899 году Брюс унаследовал корабельную империю, не имея достаточной квалификации для руководства.
Именно Брюс отказался от идеи установить больше шлюпок на “Титанике”. Он считал корабль “непотопляемым” и не хотел, и не хотел, чтобы “ненужные” люди захламляли палубу корабля. В ночь трагедии “Титаника” он умолчал о предупреждениях про айсберги для капитана Смита, настаивая на сохранении скорости. Он хотел, чтобы “Титаник” прибыл в Нью-Йорк раньше назначенного срока, снискав повышенное внимание восторженной прессы.
Будучи председателем совета директоров “White Star Line”, Исмей должен был пойти ко дну вместе с “Титаником”, но не тут-то было. Высокого роста, почти 180 см, с напомаженными усами, - его было легко узнать всем пассажирам на борту “Титаника”. Когда корабль начал тонуть, он помог кому-то из пассажиров третьего класса сесть в шлюпку, а затем - постыдно шагнул в нее сам. Шлюпка, которая его спасла, была забита эмигрантами, включая четырех китайских моряков. Исмей покинул корабль в пижаме и тапочках. Его “удачное” спасение в минуты трагедии, когда сотни беспомощных женщин и детей тонули в ледяных водах, получило широкое общественное порицание. Травля продолжалась до самой смерти Исмея, скончавшегося в 1937 году в возрасте 74 лет."
Материалы отделки корабля
Иллюминаторы
Плитка, которой были отделаны ванные и бассейн с соленой водой
Линолеум, в те времена считался дорогим материалом, делающим пол мягким.
"Важную роль в восстановлении истории “Титаника” сыграли артефакты, собранные коллекционерами в целях сохранения того ценного, что осталось от трех лайнеров олимпийского класса “White Star Line” - “Олимпика”, “Титаника” и “Британника”. Компания “White Star Line” располагает эксклюзивными правами на все предметы с судна, найденные на дне океана, но десятки тысяч предметов с трех лайнеров, не затерянные в море, продолжают путешествовать по миру, позволяя всем нам окунуться в тайну “Титаника”. Множество ценнейших экспонатов со знаменитых кораблей-близнецов были обнаружены на аукционах, переданы родственникам пассажиров, найдены в пыльных подвалах или в забытых музеях. Наши (и многие другие) колекционеры работали неустанно, чтобы собрать вместе и сохранить эти артефакты, попытавшись установить для посетителей выставки живую связь с невероятной историей “Титаника”, сохранив ее как наследние для последующих поколений."
"Номадик"
Рисунок судна “Номадик”, ответственного за перевозку пассажиров первого и второго класса “Титаника” в ходе его остановки в Шербуре, у которого из-за отмели большому кораблю было невозможно пришвартоваться. Построенный рядом с “Титаником” на верфи “Harland & Wolff Ltd.” “Номадик” провел всю свою карьеру, работая коммерческим судном в Шербуре, Франция, и перевез большинство богатых и знаменитых пассажиров на “Титаник” 10 апреля 1912 года. Оригинальный рисунок за авторством художника Стюарта Уильямсона основан на знаменитом изображении Дороги Куинс в Белфасте, Ирландия, в мае 1911 года, незадолго до спуска “Титаника” на воду.
(фото с Википедии)
Томас Эндрюс (кораблестроитель)
"Томас Эндрюс, глава проектного отдела “Harland & Wolff Ltd.”, пользовался международной известностью, завоевав прозвище “Адмирал” за выдающееся мастерство в управлении кораблестроением. К компании “Harland & Wolff Ltd.” Эндрюс присоединился в 1889 году в возрасте 16 лет как подмастерье и к возрасту 39 лет проделал карьеру до управляющего директора компании, главы его проектного отдела и, под занавес своего восхождения, архитектора “Титаника”. Эндрюс был дотошен, уделяя внимание даже мельчайшим деталям, записывая каждое критическое замечание в блокнот. Управляя огромной армией проектировщиков, декораторов интерьера и инженеров, он был намерен использовать все последние достижения кораблестроения в дизайне корабля. На борту “Титаника” в его первое путешествие он находился вооруженный чертежами и с командой из 9 человек-дизайнеров, чтобы полностью проинспектировать корабль и выйти с рекомендациями косметических изменений. Он очень гордился своим кораблем, признавшись однажды другу: “Титаник” был совершенным плодом творения человеческого разума”.
Рожденный в ирландском графстве Комб, будучи из семьи с хорошимисвязями, Эндрюс был племянником основателя “Harland & Wolff Ltd.” лорда Пирри и, благодаря внушительному наследству, стал также совладельцев верфи “Harland & Wolff Ltd.”, что сделало его одновременно и работником и работодателем внутри компании.
На момент первого путешествия “Титаника” он был женат и был отцом 16-месячной дочери. Сослуживцы Эндрюса любили и уважали его. Они описывали Томаса как “солнечного человека с большим сердцем”. Перед отправлением “Титаника” члены экипажа сделали ему подарок в знак благодарности за усовершенствование их кают на нижней палубе.
Когда “Титаник” тонул, Эндрюса видели в последний раз стоящим в курительной комнате первого класса. Он взирал на картину “Гавань Плимут” над камином, а его спасательный жилет лежал на столе рядом. На картине был изображен залив в Плимут Саунд в Англии, куда “Титаник” должен был отправиться после своего первого путешествия в Нью-Йорк.
Стюардесса “Титаника” Мэри Слоан охарактеризовала Эндрюса как “истинного героя”, осознавшего опасность ситуации, в которой он оказался, и кто, в отличие от Исмея, “отдал свою жизнь ради спасения женщин и детей с “Титаника”. Тело Эндрюса так и не нашли."
Инженеры разрабатывают чертежи:
"В 1908 году был разработан план по созданию новой линейки премиальных кораблей класса “люкс” с инновационными мерами безопасности - двойными корпусами и 16 водонепроницаемыми отсеками. Их дизайнер хвастался, что их корабли были настолько безопасными, что даже при разрезе поперек на три части какждая их часть все равно осталась бы на плаву.
Линейка новых экстравагантных кораблей “White Star Line” была настолько элегантна и совершенна, настолько и функциональна. К каждому лайнеру добавили по искусственной четвертой трубе как из эстетических соображений, так и для обеспечения вентиляции в кухнях на палубе D, визуально придавая массивному кораблю дополнительную грациозность. В каютах первого класса были установлены личные ванные комнаты, а ведь в те времена они были роскошью даже на трансатлантических кораблях. Подогреваемые бассейны с соленой водой, турецкая баня и даже пассажирские лифты для пассажиров 1 и 2 класса - все это превращало новую линию океанских лайнеров класса “люкс” в лучшие пароходы мира.
Даже каюты 2 класса, предназначенные для обычных туристов, были намного лучше кают 1 класса других лайнеров. Каюты третьего класса были также усовершенствованы, чтобы даже эмигранты могли на нем пересечь Атлантику в разумно комфортных условиях."
Инструменты, использовавшиеся на верфи “Harland & Wolff Ltd.”:
(фото из Википедии)
Эдвард Джон Смит (капитан)
"В возрасте 62 лет капитан “Титаника”, которого часто называли И Джей (по инициалам), был уже близок к пенсии. Он был опытным моряком с 40 годами мореплавания за спиной. Общительный и добродушный, капитан Смит имел репутацию светского льва. Он был любимцем многих пассажиров первого класса. Смит проводил на мостике столько же времени, сколько и в светском обществе. Многие пассажиры настолько наслаждались его компанией, что даже планировали свои путешествия, опираясь на расписание капитана Смита.
Рожденный в Стэффордшире (Англия), Смит впервые вышел в море в 1868 году, в возрасте 18 лет. К 26 годам ему впервые поручили командование 3-мачтовым кораблем “Лиззи Феннел” в Южной Америке. В 1888 он устроился на работу в “White Star Line” как 4-й офицер судна “Кельтик” и возглавил судно только год спустя. Как одному из лучших работников компании, на “Титанике” Смиту было назначено жалование в 1250 фунтов (почти 121000 фунтов в пересчете на сегодняшние деньги) в год за службу в качестве капитана. Для сравнения, обычный стюард корабля зарабатывал около 45 фунтов (4350 фунтов в пересчете на сегодня) за год. В период путешествия “Титаника” семья Смита, счастливо женатого отца 10-летней дочери, проживала на вилле в Саутгемптоне.
За свою жизнь Смит как капитан управлял 17 кораблями, имея за плечами более 2 миллионов миль судоходства. “Я никогда не видел крушения, никогда не переживал ничего подобного и в жизни не бывал в обстоятельствах, которые бы угрожали катастрофой”, - сказал он однажды репортеру в 1907 году.
Несмотря на свой опыт, по мере увеличения со временем кораблей в размерах, Смит испытывал заметные сложности в адаптации к переменам такого рода. В 1909 году он, руководя “Адриатиком”, сел на мель, и был штурманом “Олимпика”, когда тот столкнулся с “Хоуком” в 1911, за год до первого и последнего путешествия “Титаника”.
Свидетели действий капитана Смита в ходе последних часов “Титаника” отмечали противоречивость его действий; даже обстоятельства его смерти были под вопросом, отчасти потому, что тело его так и не было обнаружено."
Холл первого класса:
Сувениры, изготовленные к спуску "Титаника" на воду:
Предметы курительной комнаты первого класса:
Обставновка ресторана а ля карт:
Обстановка каюты первого класса:
Настоящее блюдечко с "Титаника" (снизу). Во всех каютах первого класса кораблей олимпик-класса был комплимент от компании в виде чашки и блюдца для каждого пассажира. Наверху фото приведен такой набор с корабля "Олимпик". Снизу блюдечко, которое кто-то успел унести с "Титаника", возможно, во время крушения.
(фото из Википедии)
Исидор и Ида Штраус. История настоящей любви
"67-летний Исидор Штраус был совладельцем “Мэисис”, одного из крупнейших универмагов Нью-Йорка. Штраус путешествоавал в Нью-Йорк на “Титанике” со своей женой Идой, заняв самые роскошные многокомнатные каюты, с С55 по С57.
Исидор и Ида были женаты с 1871 года, у них было шестеро детей. Пара, которую все называли “милой и нежной”, была жената более 30 лет и все еще открыто восхищалась друг другом. Штраусы сказали одному из пассажиров, что за все время совместной жизни они не провели ни одной ночи порознь. Штраусы возвращались домой из Европы, где Исидор проходил восстановительные процедуры после своей болезни.
Штраус переехал в Америку с семьей в 1852 году. Он занялся тканевым бизнесом и во время американской гражданской войны сколотил состояние, поставляя материалы для Южной Конфедерации. Некоторое время Исидор работал в Ливерпуле и позже переехал в Нью-Йорк, где вместе с братом они открыли “Мэисис”. Исидор и Ида поженились в 1871 году, родив в браке шестерых детей.
Миссис Штраус была потрясена уровнем их размещения на “Титанике”. “Что за корабль! Такой огромный и величественный. Наши комнаты обставлены с превосходным вкусом. И это правда комнаты, а не каюты!”, - восторженно отмечала Ида в своем письме подруге, написанном на борту “Титаника”, когда корабль направился к Шербуру.
В момент катастрофы Ида уже садилась в шлюпку с горничной, но внезапно обернулась к мужу, процитировав Руфь из Старого Завета “Иду туда, куда идешь ты”. Исидора уговаривали сесть в шлюпку вместе с женой, потому что “никто не будет против пожилого джентльмена в шлюпке”, но он отказался. Вдвоем они погибли на “Титанике”."
Столовая и кухонная утварь:
Еще один подлинный предмет с "Титаника" - подставка для яйца из каюты капитана. Капитан уволил горничную почти сразу после отплытия, и ее высадили в Шербуре. В качестве моральной компенсации, горничная забрала эту подставку из каюты капитана. Теперь эта вещь практически бесценна.
Макет лестницы из кинофильма "Титаник":
Пассажиры первого класса сдавали ценные вещи на хранение казначею, сидевшему за таким окошком. Во время крушения "Титаника" к казначею выстроилась очередь людей, желавших забрать свои драгоценности. Тогда казначей закрыл свое окошко, вышел к ожидающим людям и сказал: "Приходите завтра".
Туалетная комната второго класса:
Каюта третьего класса на четыре места. По тем временам - неслыханная роскошь. До этого пассажиров третьего класса перевозили в одном общем помещении, где на обратной дороге могли перевозить скот.
Котельные
"29 массивных котлов (24 двойного состава и 5 несимметричных котлов) занимали 6 котельных на “Титанике”, производя вместе достаточно пара, чтобы обеспечивать движение огромного корабля. Команда из примерно 150 человек круглосуточно обслуживала этих гигантов, постоянно подбрасывая в топки котлов уголь. 24 самых больших котла были в диаметре 4.6 метра и 6.1 метра в высоту, весом по 91.5 тонны каждый. Топки надо было все время держать горящими, чтобы энергия на корабле не кончалась, чтобы поддерживать освещение и работу двигателей.
Укладчики угля или “угольщики”, как их принято было называть, выбирали уголь из бункеров и передавали его кочегарам. Они же отвечали за то, чтобы топливо было равномерно распределено по бункерам во избежании крена корабля. Угольщики также выполняли и грязную работу, сгребая оставшийся пепел из-под топок в котельных. Из-за угольной пыли, покрывавшей их всегда с ног до головы, этих людей звали “черной бандой”.
Кочегары забирали уголь у угольщиков, подкладывали его в топки уже в котелных. Эту тяжелую работу им требовалось выполнять вручную, работая лопатой непрерывно на протяжении всего путешествия.
Высокая температура, изнурительный труд не щадя живота своего во имя бесперебойного движения “Титаника” сделали работу угольщиков и кочегаров самой важной, незаменимой и самой сложной на корабле."
Шезлонг на прогулочной палубе:
"С началом движения “Титаника” на дно, восемь отважных штатных музыкантов судна стали играть под руководством скрипача Уоллеса Хартли. В ходе путешествия музыканты делились на две группы: трио играло около ресторана а ля карт, а квинтет развлекал гостей на входе в столовую первого класса. Их репертуар состоял из популярных мелодий, вальсов и классики.
Согласно легенде, последней композицией, сыгранной оркестром в момент уходя корабля в океан, был гимн “Nearer My God To Thee” (Ближе к Богу я с тобой), но никто с достоверностью не может подтвердить, какую именно музыку играли храбрые музыканты в моменты ухода корабля на дно."
Миссис Маргарет (Молли) Браун
"Дочь бедных ирландских иммигрантов, Маргарет (Молли) Браун родилась в Америке и была замужем за американским состоятельным горным магнатом. Миссис Браун часто посвящала свое время благотворительности. Среди ее любимых занятий были обучение грамотности и борьба за права женщин. Молли путешествовала на “Титанике” с дочерью Хелен после каникул в Европе. Услышав, что ее внук заболел, Молли с Хелен сразу же приобрели два билета на “титаник”, чтобы вернуться домой в Америку. Поскольку Молли приняла решение о поездке в последний момент, многие ее родственники и друзья даже не подозревали, что она была на борту “Титаника”.
В процессе эвакуации пассажиров “Титаника” Маргарет помогала людям загружаться в шлюпки до тех пор, пока ее саму не убедили сесть в одну из них. В шлюпке Маргарет убедила других женщин грести, чтобы не замерзнуть и не унывать. Уже на борту “Карпатии” Маргарет неустанно заботилась об уцелевших и продолжала этим заниматься вплоть до прибытия в Нью-Йорк. За короткое путешествие на “Карпатии” до Нью-Йорка Маргарет создала Комитет Выживших и сумела собрать с состоятельных пассажиров в пользу тех, кто остался без состояния, почти 10000 долларов.
По прибытии в Нью-Йорк журналисты спросили Маргарет, чему она была обязана своим спасением. Маргарет ответила шутливо: “Типичная удача Браунов. Мы непотопляемы”."
После своего спасения Молли Браун заказала медали для всех членов экипажа "Титаника".
Подлинная табличка со спасательной шлюпки "Титаника":
В последнем зале я узнаю, что Гертруда Кимболл выжила, также как и ее супруг Эдвин, и дожила до преклонного возраста 95 лет. Рядом вы можете видеть имя Брюса Исмея.
(фото с сайта www.encyclopedia-titanica.org)
Виктор и Мария Пенаско. Трагический медовый месяц
"К концу своего медового месяца длиною в год, Виктор и Мария Пенаско вдоволь асладились очарованием Вены, тайнами Востока и романтикой Парижа. Эпилогом к их поездке пара захотела сделать путешествие в Нью-Йорк в многокомнатном номере первого класса на борту “Титаника”, решив окунуться в огни большого города перед возвращением в Мадрид для совместной жизни. Мать Виктора запретила паре потушествовать морем, предупредив их, что это всегда приносит несчастье.
Отказавшись повиноваться, пара разработала план, как сохранить путешествие в Нью-Йорк в тайне. Они подписали целую коллекцию открыток о чудесах Парижа и подговорили местного дворецкого еженедельно отправлять матери Виктора в Испанию по одной открытке.
К несчастью, Виктор погиб при крушении “Титаника”, оставив Марию в скорби. Последний удар жестокой иронии был безжалостен: даже после того, как семья Виктора узнала о его смерти, в Мадрид к ней продолжали приходить из Парижа прелестные открытки с придуманными историями о любви и отдыхе молодоженов."
Приблизительно так выглядело дно моря после крушения "Титаника". На многие сотни метров вокруг рассыпались обломки и детали интерьера.
Множество произведений создавалось и создается о "Титанике".
Самым известным из них, конечно же, является фильм Джеймса Кемерона "Титаник". На выставке приведены некоторые предметы со съемок фильма.
Платье Розы:
Сценарий и знаметиный рисунок (кстати, автором рисунка является сам Кемерон):
Спасательные жилеты, использованные в фильме. Колесики им нужны были для съемки сцен скатывания пассажиров в воду при разломе "Титаника".
Надеюсь, вам было интересно раскрыть тайны "Титаника"! :)