Усадьба Дубровицы (Подольский район)

Jun 06, 2012 15:28

"Знатное село" Дубровицы впервые упоминается в 1627 году как вотчина боярина И.В. Морозова. Здесь в ту пору были боярский двор, несколько крестьянских дворов и деревянная церковь Ильи Пророка, построенная владельцем села. Боярин И.В. Морозов умер в 1656 году. Значительно разросшуюся к тому времени вотчину Дубровицы он завещал своей дочери, Аксинье (Ксении) Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более, чем на сто лет перешли во владение рода Голицыных.




В 1680-х годах "боярский двор" в Дубровицах был выстроен заново. А в конце XVII века здесь началось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына - сподвижника Петра I, "дядьки" молодого царя. Во время противостояния Софьи и Петра, когда сила, казалось, была на стороне царевны, Б.А. Голицын, тонко оценив ситуацию, взял сторону молодого царя и стал ревностным его приверженцем. Именно он познакомил Петра с Францем Лефортом, с Немецкой слободой и ее обитателями.

Занимая должность начальника приказа Казанского дворца, Б.А. Голицын управлял всем Поволжьем и Доном. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, осенью 1689 года Б.А. Голицын неожиданно подвергся опале: царь велел ему удалиться в деревню.



Б.А. Голицын уехал в Дубровицы. И, хотя опала была недолгой - в начале 1690 года царь простил Голицына и пожаловал его в боярское достоинство, - звезда Голицына близилась к закату. Бывшие соратники превратились в недоброжелателей, сам князь все чаще находил утешение в вине и уединении. Фактически отойдя от государственных дел,  он номинально оставался главой приказа Казанского дворца, но жил по преимуществу в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, Больших Вяземах или Марфине. В этот период он много занимался украшением своих усадеб. 22 июля 1690 года князь заложил в Дубровицах неслыханный, необыкновенный храм Знамения, на века ставший одним из самых прославленных храмов России. В день освещения храма, 11 февраля 1704 года, в Дубровицы приехал Петр I с сыном, царевичем Алексеем Петровичем.



Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера.



Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающим возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами.



Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, со стороны западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора - изваяние Василия Великого.



Венчает церковь золотая корона, что крайне необычно для храмов.



До 1939 года недалеко от церкви находилась колокольня, построенная в середине XVIII века, сейчас на ее месте находятся четыре колокола.



Около церкви насыпан курган, с которого открывается прекрасный вид на окрестности.



Сохраняя уважение к своему "дядьке", Петр сквозь пальцы смотрел на развал дел в приказе Казанского дворца. Между тем после создания в 1700 году губерний старая система управления территориями стала ненужной, и через несколько лет приказ Казанского дворца был упразднен. Старый князь окончательно замкнулся в кругу семьи. А через несколько лет, навсегда покинув Дубровицы, Б.А. Голицын ушел в затерянную в приклязьменских лесах Флорищеву пустынь под Гороховицем и там принял постриг под именем Боголепа. В 1713 году инок Боголеп, в миру князь Борис Алексеевич Голицын, скончался.



В память о владельце Дубровиц вплоть до 1920-х годов в усадьбе, в специальной витрине красного дерева, сохранялись камзол, жилет, перчатки и шпага Б.А. Голицына.

По завещанию старого князя его владения были разделены между тремя его сыновьями. Дубровицы достались старшему сыну, Алексею. Но он умер в один год с отцом, фактически не успев вступить во владение Дубровицами, и село досталось его вдове и сыну, князю С.А. Голицыну. Личность довольно бесцветная, он, тем не менее, в 1753 году при императрице Елизавете стал московским генерал-губернатором. При нем у Дубровицах был выстроен каменный усадебный дворец в стиле барокко, который при последующих владельцах многократно перестраивался и в таком сильно измененном виде сохранился до наших дней. В ансамбль усадьбы входили четыре флигеля (сохранилось три), Конный двор, служебные постройки и обширный регулярный французский парк.



Во владении Голицыных Дубровицы оставались до 1781 года. Имение купил знаменитый фаворит императрицы Екатерины II Г.А. Потемкин (1739 - 1791). В его владении Дубровицы находились недолго, всего восемь лет. 23 июня усадьбу посетила сама Екатерина, "где изволила иметь обеденный стол". Живописная усадьба, расположенная на высоком берегу реки в окружении рек Пахры и Десны, понравилась императрице, и она выкупила ее у Потемкина. Выкупила, чтобы подарить Дубровицы своему новому фавориту - графу А.М. Дмитриеву-Мамонову.



"Случай", как говорили в старину, А.М. Дмитриева-Мамонова длился недолго: он был отставлен уже спустя полтора года. Бывший фаворит поселился в Дубровицах, где занялся обустройством старинной вотчины. При нем были значительно перестроены главный дом и флигели, получившие обработку фасадов в стиле классицизма. К торцам дома были пристроены белокаменные крыльца с полукруглыми лестницами. Тогда же возвели и служебные корпуса. Вероятно, в те же года был создан великолепный Гербовый зал - украшение дворца. Расписанный в технике перспективной живописи, создававшей иллюзию бесконечности пространства, он был украшен фамильными гербами графов Дмитриевых-Мамоновых.



А.М. Дмитриев-Мамонов умер в 1803 году. Наследником его немалого состояния стал его сын Матвей Александрович, который в ту пору еще не достиг совершеннолетия - ему было всего 13 лет. Этому юноше, подававшему большие надежды, в итоге было суждено стать в ряд знаменитых московских "чудаков", о которых потом москвичи рассказывали легенды.



"Молодой человек изящных и редких качеств, скромный и лучшею нравственностью украшенный" - так характеризовали молодого графа современники. Он был "красивый мужчина, высокий, стройный и большой щеголь. Характера граф был доброго, но важного, сосредоточенного и, видно, по наследству, гордого, в особенности перед знатными".

Когда началась Отечественная война 1812 года, М.А. Дмитриев-Мамонов сформировал на свои средства ополченский конный полк из добровольцев, который получил название Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк. Полк был на редкость хорошо экипирован. В его рядах служили многие прославившиеся впоследствии люди, в частности, поэт и государственный деятель П.А. Вяземский. М.А. Дмитриев-Мамонов храбро сражался в рядах Московского ополчения на Бородинском поле, в боях под Тарутиным и Малоярославцем, участвовал в заграничных походах, был награжден золотым оружием. 12 марта 1812 года, в возрасте всего 23 лет, он был произведен в генерал-майоры. В обществе о молодом графе составилось весьма благоприятное мнение: его патриотические поступки и готовность в трудную годину положить и жизнь, и имущество на алтарь Отечества были высоко оценены современниками. Но, увы, все эти отличия и слава самым неблагоприятным образом сказались на молодом человеке, слабой струной которого была гордыня.

После нескольких острых конфликтов на службе, оскорбленный граф оставил службу и заперся в Дубровицах, питаемый только чувствами уязвленной гордыни, от которой нередко впадал в бешенство. В поведении 26-летнего графа все чаще стали отмечаться странности. Поэт-партизан Денис Давыдов называл Дмитриева-Мамонова "бешеным". Добровольное заточение (на протяжении нескольких лет Дмитриев-Мамонов не выходил из своего кабинета, общаясь с прислугой посредством записок), припадки гнева и параноидальная, мелочная пунктуальность, которую Дмитриев-Мамонов ввел в ежедневный распорядок своего дня, заставляли многих подозревать, что молодой хозяин Дубровиц нездоров.

П.А. Вяземский полагал, что психическая болезнь Дмитриева-Мамонова началась в 1817 году, а причиной ее он называл "неограниченное самолюбие". Движимый этим болезненным самолюбием и уязвленной гордыней, молодой граф задумал ни больше ни меньше, как свергнуть существующий строй в России.

Еще в 1814 году М.А. Дмитриев-Мамонов затеял создание тайного масонского ордена, который предполагал назвать Орденом рыцарей русского креста или Орденом русских рыцарей. Позднее он придумал ему другое название - Общество Рыцарей Смерти.

Главной идеей Дмитриева-Мамонова было создание надгосударственного олигархического совета - Сената - из чесли группы аристократов, членов ордена. Без согласия Сената власть, пусть даже и императорская, была бы не властна издавать законы, заключать траткаты, объявлять войну, налагать налоги и т.д. При этом олигархам - членам Сената, "русским рыцарям" предлагалось пожаловать в наследственное владение крепости ("фортеции"), поместья и земли.

Желая "в чаду болезненной воли"на практике продемонстрировать, как должна выглядеть усадьба "русского рыцаря", Дмитриев-Мамонов приказал обнести Дубровицы каменной крепостной стеной с зубцами. Тогда же была сооружена ограда Конного двора в стиле псевдоготики. Новые постройки придали усадьбе вид западноевропейского средневекового замка. И в стенах этого замка, с каждым годом все более и более теряя остатки разума, скрипел пером, сочиняя свои чудовищные проекты сумасшедший "борец с самодержавием".

Развязка драмы "дубровицкого затворника" завершилась тем, что в один прекрасный день он зверски избил своего камердинера, в бешенстве изодрал письмо московского генерал-губернатора, а адъютанта, который привез письмо выгнал вон. Вслед адъютанту он послал московскому генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну письменный вызов на дуэль, для верности пересыпав письмо грубыми оскорблениями.

Вместо секундантов, которых, вероятно, ожидал сумасшедший "рыцарь", в Дубровицы приехали полицейские чиновники. А.М. Дмитриев-Мамонов был определен в сумасшедший дом. Через несколько лет лечения он стал спокойным и почти смирился со своим положением. Специально для него было куплено имение Васильевское на Воробьевых горах, получившее впоследствии название Мамоновской дачи. Здесь, на природе, в домашней обстановке, сумасшедший провел тридцать лет своей жизни на положении "неизлечимого маниака". Сумасшедший хозяин Дубровиц умер в 1863 году.



В 1864 году Дубровицы перешли к дальнему родственнику Дмитриева-Мамонова, князю С.М. Голицыну, владельцу Кузьминок. Так старая голицынская усадьба снова вернулась в род Голицыных. До 1883 года новый владелец редко бывал Дубровицах, живя преимущественно в Кузьминках. Но после 1883 года все изменилось. Князь разошелся со своей первой женой и, оставив Кузьминки ей, перебрался в Дубровицы. При нем в усадьбе была осуществлена реконструкция: разобрана часть стен, сооруженных сумасшедшим, перестроена оранжерея, в парке появился деревянный, затейливо украшенный Кукольный домик - для игр дочери Голицына. Перед домом был установлен чугунный фонтан. Часть усадьбы была отдана под дачи, куда летом приезжали отдыхать состоятельные москвичи.



После 1917 года усадьба на первых порах в основном избежала разграбления (в начале 1918 года отсюда были вывезены множество картин Рокотова, Тропинина, Кипренского, Брюллова и других русских художников). В 1921 году в Дубровицах был открыт музей помещичьего быта, просуществовавший до конца 1921-х годов. После этого начался разгром. Музей был ликвидирован, вся обстановка вывезена, дом изуродован грубыми надстройками и приспособлен под общежитие, были уничтожено оформление интерьеров дворца, разрушены все парковые "затеи", ограда, "львиные ворота", один из четырех флигелей. В начале 1960-х годов сгорели верхние этажи главного дома. В 1967-1972 годах реставраторы частично восстановили первоначальный облик дворца. В 1968 году были расчищены росписи Гербового зала. С 1967 года в усадьбе ДУбровицы размещается институт животноводства.



Фотографии: Зайцевой Евгении
Текст: А.Ю. Низовский "Самые знаменитые усадьбы России", Википедия

парки, весна, фотографии, города России, путешествия, усадьба, Подольск, природа, Москва, пейзажи

Previous post Next post
Up