В "скорой" я никогда не работал, но приобщился. Делал про них материал, когда учился в университете.
В выходные исполнилось 95 лет московской Скорой помощи, с чем я всех и поздравляю. Без шуток - всех. Не только врачей “неотложки", но и тех, кто надеется никогда в неё не позвонить. Потому что когда действительно нужно будет срочно, мы не станем искать знакомого врача или спрашивать совета в интернете, а позвоним 03.
Только в Москве бригады “Скорой" за год совершают более четырех миллионов выездов. Каждый день - до 15 тысяч! Это самая оперативная из служб города, а от профессионализма и спаенности медицинской бригады зависит жизнь пациента.
Ещё очень многое зависит от того, как быстро медицинская машина сможет попасть к больному. Если они спешат - значит, действительно торопятся. Говорят, сейчас “Скорая” стала приезжать быстрее, четыре года назад срок подъезда машины на вызов измерялся 19 минутами, сейчас 13-ю, а в случае ДТП с пострадавшими - восемь минут. Не знаю, насколько эти цифры всегда соответствуют, но то, насколько быстро придёт помощь, зависит и от нас. Пропускайте эти машины, уступайте им дорогу. Ведь когда-нибудь они могут пригодиться и вам.
Под катом небольшая историческая хроника и несколько интересных фактов о Скорой.
Скорая помощь появилась на свет благодаря одному очень трагическому обстоятельству. В декабре 1881-го в здании Венской оперы прозошёл сильный пожар, в результате которого погибло почти 500 человек! На снегу валялись сотни обожжённых тел, зрелище было ужасающим. Пострадавшие ждали медицинскую помощь в течение нескольких дней, несмотря на наличие в австрийской столице современных больниц. Обугленные тела, беспомощные врачи…эта картина так потрясла хирурга Яромира Мунди, который так же ничем не мог помочь людям. Только метель запорашивала снегом раны тех, кто ещё дышал, и хоть как-то остужала ожоги. А профессор медицины, господин Мунди, стоял в своём сюртуке с опущенными руками, и не знал, что делать.
Впрочем, уже на следующий день у него был ответ. Он немедленно приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества, нашёл меценатов, которые пожертвовали ему деньги. Пригласил на работу врачей и студентов медицинского факультета, работали они именно на добровольной основе, в свободное от основного занятия время.
Меньше, чем через год подобное общество появилось в Берлине. А за шесть лет целый ряд европейских государств создал станции скорой медицинской помощи, где-то они были частными, где-то инициатива исходила от правительств.
В Российской империи первая такая станция открылась в 1897 году в Варшаве, и в том же году в целом ряде городов, в Киеве, Одессе, Риге, Петербурге. В Москве же, которая столицей тогда не была, первые две кареты появились в 1898-м, и относились не к медицинским, а полицейским частям. Это тоже был меценатский проект, деньги на оборудование станции дала одна купчиха.
Почему медицинские машины иногда называют “каретами”? Потому что они и были когда-то каретами :)
Интересно, что с самых первых дней работы Скорой в Москве сформировался тип бригады, который существует и сегодня: врач, фельдшер и санитар. Кстати, первое время “неотложку” могли вызывать только официальные лица: полицейский, дворник и ночной сторож.
Официальным днём рождения московской скорой считается 1919-й год: потребовалось много лет, чтобы город создал и отдельную Станцию, не связанную с полицейским управлением или госпиталем.
В первые годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях.
Сейчас на этой станции работает десять тысяч сотрудников и больше тысячи машин! Знаете ли вы, что существует три типа автомобилей “скорой”? “Обычная” скорая для транспортировки пациентов (как правило, это стандартная ГАЗель), машина экстренной помощи, где силами врачебной бригады может быть оказана какая-то помощь и реанимобиль, где иногда даже приходится делать операции, по пути в больницу.
Пожалуй, москвичам здесь действительно повезло больше других, когда езжу по регионам, до сих пор встречаю УАЗики-“буханки” в качестве машин Скорой, они никуда не годятся. Но сейчас не то время, когда скорые оснащаются добровольно, это забота государства, и то, насколько хорошо отлажена в вашем городе система неотложной помощи, зависит от мэра и местного правительства.
А вот изображение знаменитого красного креста на машинах - почти только российская особенность. Наверное, вы в курсе, что в мусульманских странах вместо креста будет полумесяц, а в Израиле - красная звезда Давида. Но в большинстве государств так и вовсе не крест, а так называемая звезда жизни, причём синего цвета.
Ещё бывают велосипеды (!) скорой помощи, правда, не в России :)
К счастью, пока мне не приходилось прибегать к услугам Скорой помощи. И я не расскажу вам никакой душещипательной истории, но будет интересно почитать ваши.