Эту школу я буду помнить, наверное, всю жизнь. Как-то я оказался на острове Силуэт в Индийском океане, где живёт всего сотня человек, среди них несколько детей, для которых организована начальная школа. До ближайшей материковой земли здесь полторы тысячи километров, да и земля эта - Сомали. Помню, как
снимал я эту школу на Сейшелах, довольно приличную по африканским меркам, и думал, а как выглядит такая же школа в Могадишо?
Есть места на планете, о которых предпочитают не говорить. А если и говорят, в негативном контексте. Например, о том же Сомали, Пакистане или Афганистане и. И мало, кто хочет туда поехать в путешествие. Вот вы хотели бы поехать туда в путешествие? Мне интересно, но лишь потому, что там в принципе мало кто был. И сам прекрасно понимаю, что эти страны не входят ни в первый, ни второй круг государств, где я хочу оказаться в ближайший год. Страны не случившихся воспоминаний.
Вместе с тем, есть у меня предубеждение, если хотите, даже какая-то квазиуверенность, что в странах третьего мира люди часто оказываются даже более отзывчивыми и дружелюбными, чем в цивилизованных. Когда мы
обсуждали Африку, вы же сами советовали выбирать менее развитые страны для путешествия, потому что там даже объективно безопаснее и добрее?
В последний год я стал намного меньше читать, но и книги выбираю тщательнее: знаю, что они могут растянуться на несколько месяцев. Одна из них как раз про школьное образование в необустроенных странах. Документальная и автобиографичная история американца Грега Мортесона, которая так и называется -
Школа на краю Земли. Жизнь Грега сама по себе может стать материалом для сценария великолепного приключенческого фильма, но он написал книгу совсем не про себя.
Двадцать лет назад он серьёзно пострадал при попытке восхождения на гору Чогори на границе Пакистана и Китая (вторая высочайшая вершина в мире), и непременно погиб бы, но был спасён местными жителями из племени балти. Мортенсон увидел, как дети учатся, сидя на голой холодной земле и выводя палочками буквы на песке. Он пообещал вернуться и построить им хорошую школу. Пообещал не им, себе самому.
И сдержал обещание. Этот человек, вовсе не миллиардер, построил почти двести школ в удаленных и труднодоступных районах Пакистана и Афганистана, где смогли получить образование 70 тысяч детей! При этом, обучение одного школьника в течение года в этих странах обходится в 20 американских долларов! А за 50 тысяч можно построить школьное здание, закупить мебель и учебники, а также платить зарплату учителям в течение пяти лет. И это втрое меньше самой доступной московской квартиры за МКАДом.
Самое печальное, что просто сделать образование доступным не достаточно. В Афганистане мало построить школу, нужно ещё придумать, как уговорить отдать туда своих детей. Причем благословение родителей действительно важно. Для понимания масштабов: "У мусульман принято, чтобы человек, которого втянули в экстремистский кружок и поставили на путь насилия и терроризма, перед тем как вступить в фундаменталистскую организацию, просил благословения матери. Образованные женщины, как правило, своего разрешения не дают и стараются удерживать детей от такого шага. Например, после событий 11 сентября многие приверженцы покинули стан талибов, и чтобы пополнить свои ряды, Талибану пришлось набирать новых сторонников в регионах с наиболее низким уровнем женской грамотности". Оценили? Это как раз из Грега.
Это у нас родители готовы тратить огромные деньги, работать по двадцать часов в сутки, чтобы дать детям образование. Там же родители категорически против "этих глупостей”. И не меньшая проблема в том, что в глухих бедных селениях молодым людям просто негде применить полученные знания, особенно девушкам. Ее умение читать и писать не влияет на доход семьи, она же сидит дома и воспитывает детей. Получается замкнутый круг. Родители против образования, получить образование негде, растут новые и новые поколения, которые не умеют ни читать, ни писать. Тамошние девочки хотят стать не маркетологами, дизайнерами или фотомоделями, а учителями и врачами. В том же Пакистане и Афганистане огромная смертность при родах, так как женщины не могут получить своевременно квалифицированную медицинскую помощь. Почему? Да, потому что по версии талибов женщину может лечить только женщина-врач. Но женщина не может получить образование, не может работать, и вот он замкнутый круг, в результате которого женская смертность приобретает ужасающие масштабы. И родителей совсем не впечатляет, что их ребенок будет работать врачом, будет спасать жизни или учить детей. От этого ведь им нет пользы. Только потеря времени, которое должно было быть направлено на дом и семью.
И всё равно есть люди, которые продолжают бороться, причём для других людей, в чужом мире, чтобы хоть через несколько десятков лет, когда их самих не станет, эти страны вылезли, наконец, из Средневековья.