Вы когда-нибудь ездили на старинном автомобиле? Нет, не на “шестёрке” Жигулей, и даже не на дедушкиной “Волге”. Такие машины обычно показывают в музеях, перед ними натянут красный трос: дышать нельзя - рассыпется.
Но везде есть свои долгожители. Тщательно сохранённые или восстановленные олдтаймеры стоят куда дороже современных машин премиум-брендов. Годы лишь прибавляют в цене.
Ровесницы моих бабушек! Пять уникальных, последних оставшихся на ходу Шкод тридцатых годов прокатили меня по живописным чешским деревушкам. Да что там - я сам рулил одной из них!
1 Шкода в Чехии это “наше всё”. Это даже более узнаваемый чешский бренд, чем мультяшный крот или пиво. Всё, что имеет колёса и ездит может быть Шкодой. Вагоны метро, локомотивы, трамваи. Ну и машины, конечно. Наверное, я не сильно совру, если скажу, что в стране до половины легковых машин - отечественного производства. Наш необычный тур начался в Литомышле, старинном красивом городке. Здесь, возле пёстрого дворца, выставили современный модельный ряд бренда Skoda, но главными гостями импровизированной выставки были пять старинных Шкод 1938-1941 годов. Туристы, посетители замка, ходили и разевали рты.
2 Признаться, никогда я особенно не заглядывался на олдтаймеры. В Москве вон их выставка несколько раз в год проходит: был один раз, да и то мимо пробежал. Ну не нравятся мне музеи, даже автомобильные. Так что это было первое знакомство с заслуженными автопенсионерами.
3 Для нас приготовили пять автомобилей Skoda Rapid первых трёх поколений. В прошлом году чехи начали собирать автомобиль под тем же именем, спустя более чем полвека перерыва. Рапид вернулся. Станет ли он таким же популярным, как в своё время эти машинки?
4 В стране есть специальные номерные знаки для старинных и коллекционных автомобилей, они с зелёными буквами-цифрами. V значит ветеран.
5 Это сейчас автостёкла тоненькие, а семьдесят пять лет назад были такие массивные. Разбить его было нереально, наверное.
6 Левый руль придумал Гитлер! Интересный факт, о котором я не знал. То есть нет, не старик Алоизыч в буквальном смысле придумал размещать водителя самоходной повозки слева по ходу движения. Но до немецкой оккупации очень многие страны Европы были с левосторонним движением, а машины, соответственно, с праввым рулём. В Германии же было наоборот, и введено это было как раз после
прихода к власти НСДАП. С 1941 года и в Чехии перешли на левый руль. Наши олдтаймеры оказались старше: один лишь зелёный кабриолет был с привычным расположением рулевого колеса.
7
8 Двигатель выглядит на удивление привычно: в “Жигулей” восьмидесятых примерно то же самое. А вот бензобак необычно расположен, под капотом.
9 А эта штука сделала мой день! Знаете, что это такое? Поворотник! Небольшой моторчик и проволока приводят в движение эти флажки, расположенные слева и справа, возле дверей. Флажок поднимается и опускается, издавая звуки, подобные трещётке. Вы точно знаете этот звук!! Его издаёт ваш современный автомобиль, когда вы включаете повторители поворота. Это было для меня открытием. Сегодня это просто дань традиции. Миллион людей ездит и не знает!
10 Все журналисты расселись по пяти автомобилям. Поехали!!
11 Мне досталось место сзади в синем кабриолете Skoda Rapid 1940 года. Вацлав, хозяин машины, её ровесник, он того же года рождения. Его Шкода не восстановленная, оригинальная. Дедушка очень переживал и волновался, катая нас по городу.
12 Ключ на старт!
13 Сделали три круга почёта по Литомышлю. Хороший, симпатичный городок. Наверное, я сюда когда-нибудь вернусь и уже погуляю.
14 Ехать в колонне ретроавтомобилей по оживлённому городу - классные ощущения! Понимаешь, что большинство современных машин просто-напросто некрасивые квадратные коробки.
15 Абсолютно все обращают на тебя внимание. Смотрят с любопытством, улыбкой, иногда завистью. Девчонки юбки задирают!
16
17 Мартин, фотограф Skoda, преследовал нашу колонну на новой Октавии. Но я знаю, ему тоже хотелось прокатиться на семидесятилетнем автомобиле!
18
19 Приехали на обед в какую-то деревушку, отведали печёного кролика. Отказавшись от десерта, я выиграл время и выбрал интересную мне машину на тест.
20 Выбор пал на чёрный Skoda Rapid III 1938 года. В этом же году родились обе мои бабушки. Машина восстановлена, причём практически из одного кузова.
21 Все материалы новые, но хозяева постарались подобрать идентичные. Открывающаяся назад дверь это удобно и неудобно одновременно: залезать-вылезать хорошо, но не видишь, что происходит сзади: в тебя может запросто впилиться какая-то машина.
22 Владелец “моей” машины, Карл из города Чешский Крумлов, что возле австрийской границы. Машину восстановил его отец, нашедший себе увлечение на пенсии. Но в этом году он умер. Карл не мог допустить, чтобы драгоценность пылилась в гараже, и с радостью откликнулся на приглашение Шкоды принять участие в таком тест-драйве. Таких машин во всём мире сегодня не больше десятка осталось, и это большая честь, и для компании, и для хозяина.
23 Датчик температуры, как можно видеть, современный. Крестовые винты тоже. Но это совершенно не имеет никакого значения, машина ведь та же самая, старинная. Двигатель, основные узлы…
24 В чёрной закрытой машине летом не жарко, даже удивительно. Ветровое стекло здесь действительно ветровое, здесь есть сопла для того, чтобы пустить свежий воздух внутрь. Для зимы печки нет, но когда закрываешь все окна, в салоне становится жарко-жарко, тепло идёт напрямую от двигателя.
25 “Бардачок” для пассажира слева. И щётка для обуви. Наверное, её-то там и хранили в старые времена.
26 Крючок для пиджака. Видите, многие современные “фишки” автомобилей придуманы давным-давно, просто сегодня другую форму обрели.
27 Багажник прямо даже не маленький. Не гигантский, но большой чемодан или покупки из Ашана влезут.
28 Мне раньше казалось, что в такой машине должно быть очень тесно. Это неправда. В Матизе теснее. А ещё тут очень мягкие и приятные кресла, ехать даже комфортно.
29 Пара слов об управлении. Здесь нет никаких “удобств” вроде гидроусилителя руля, вакуумного усилителя тормозов…но мы-то с вами живём в стране, где Жигули выпускают до сих пор. Там ничего этого тоже нет. А так как моим первым автомобилем был ВАЗ-21011, я хорошо представляю, как водить такую повозку. Разница лишь в том, что здесь нет и какой-то стабилизации руля, его постоянно нужно вертеть из стороны в сторону, выравнивая колёса. Коробка передач механическая, три скорости впердёд и одна назад. Зато целых четыре педали, одна из которых - стартер. Её нажимают один раз, чтобы завести двигатель.
30 И вот едем мы такие красивой колонной, вперемешку из старых и новых Шкод.
31 Проезжаем деревни, местные встречают хлебом-солью, воздушным поцелуем и взмахом рукой. Да, таким машинам всю жизнь махали руками: сначала, потому что автомобиль был роскошью и редкостью, теперь - потому что ТАКОЙ автомобиль роскошь и редкость.
32 Красота! Я проникся!
33 Карл мне очень нонравился. Замечательный, добрый и душевный дядька. Мы легко друг друга понимали, хотя я говорил на русском, а он на чешском. Хотел взять у него адрес почты или страницу в фейсбуке, чтобы прислать фотографии, но забыл. Может быть, ещё получится его разыскать.
34 Ради этого кадра завезли машину на поле. И потом я немного полетал.
35 Ретро-поворотник в действии.
36 Ой, что такое? В дороге случилась поломка! Машина перестала тянуть, что-то со сцеплением: выше 10 километров в час не разгоняется. Карл попыхтел, открыл капот. “Спойка, это спойка сломалась опять!” Дело поправимое, но на месте не решается.
37 Проезжавший мимо минивэн предложил взять нас на трос, но сразу это не получилось: в этих машинах нет “уха” для буксировки: кое-как прикрепили, но натянутый канат угрожал сломать регистрационный номер.
История разрешилась просто: через десять минут мы попробовали снова. И всё получилось, спойка-сцепление заработало, будто ни в чём не бывало. Пожилому автомобилю, как и пожилому человеку, иногда просто нужно отдохнуть.
38 Финишировало наше небольшое ралли у красивого замка.
39 Нас уже ждали новые, современные Рапиды. Про эту модель у меня будет отдельный рассказ, автомобиль мне очень понравился. Настолько, что если бы я сейчас задумывался о покупке нового - взял бы Рапид.
40 Старичков погрузили на платформы и увезли. Они отлично потрудились. Я смотрел им в спины и даже было немного грустно. Так всегда бывает после путешествий во времени.
Другие фоторепортажи о стране
Чехия:
Полёты над утренней Прагой Метрополитен Праги Прага прогулочная Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
Добавляйте меня
в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в
Твиттер |
Фейсбук |
Инстаграм Все фоторепортажи о путешествиях на сайте
www.macos.ms Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru
© 2014 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по
электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.