Почему я не езжу на MAKS

Aug 20, 2011 16:01




Наверное, большая часть моих читателей из Москвы эти выходные проводит в Жуковском, на авиасалоне MAKS'2011. В этом году я проигнорировал салон, потому что пришел к выводу: каждый раз одно и то же. Более того - большинство "экспонатов" - настоящее старье. Да, бейджики и билеты разного цвета. Да, привезли пару новинок, причем обе - иностранного производства.

Мне не хочется терять время, добираться в Жуковский, снимать то, что и так все снимут. Нет, если вы никогда не были на этом авиасалоне и вас не пугают жуткие пробки, переполненные электрички/автобусы, жара как в прошлый раз или жуткий ливень, как сегодня - поезжайте. А я покажу вам историю MAKS'а в фотографиях прошлых лет.



Официально этот салон десятый по счету, на самом же деле он одиннадцатый. Первая выставка в Жуковском прошла в 1992-м году, но называлась она тогда МосАэроШоу. Первый (и последний) вице-президент России, Александр Руцкой, подписал распоряжение "О демонстрации достижений авиационно-космической промышленности России". Площадкой для экспозиции было выбрано летное поле ЛИИ имени Громова.


© РИА Новости

И вот, с 11 по 16 августа 1992 года прошла эта выставка. На поле было выставлено 114 самолетов и вертолетов, а за пять дней аэрошоу на нем побывало 300 тысяч человек. Для тех лет очень немало, учитывая отсутствие современных медиаплатформ, интернета...

Тогда зрители впервые увидели новый самолет Ту-204 с двигателя от Rolls-Royce и уникальный самолет-амфибию Бе-200, способный забирать "брюхом" тонны воды прямо из водоема, а затем сбрасывать водную массу на горящие объекты. Да-да, самолет, который восхищает и удивляет многих, пришедших на авиавыставку - тоже очень и очень старый.

Не обошлось и без происшествий. На том самом аэрошоу во время показательного выступления упал Як-38.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Через год, в 1993-м, родился Макс. Не мальчик с именем Максим, а этот самый авиасалон. Первый MAKS проходил сразу на трех площадках: в Жуковском, на Ходынском поле и в выставочном центре на Красной Пресне (сейчас он называется Экспоцентр).


Год был удачным на новинки. "Сухой" привез в Жуковский многоцелевой истребитель Су-35 и боевые самолеты Су-24МК и Су-30МК. Зрители впервые увидели знаменитейший вертолет Ка-50 "Черная акула".


Опыт первого салона показал, что использование трех площадок в радиусе ста километров друг от друга - неудобно и непрактично. Поэтому проводить следующие выставки решили в одном месте, в подмосковном Жуковском. Тогда же выяснили, что авиашоу каждый год - очень дорого и никому не нужно. MAKS теперь проходит раз в два года, по нечетным годам.

Кстати, так выглядел входной билет в 1993-м году.


МАКС в девяностом пятом был одним из самых неудачных в истории. Несмотря на то, что количество представленных компаний и выставленных на обозрение летательных аппаратов росло, ни одно из заключенных между компаниями соглашений так и не было реализовано. Из "народных" новинок показали Ту-334, ближнемагистральный российский самолет, который должен был стать заменой 134-м "тушкам", но так и не стал. Этот самолет привозили на авиасалоны вплоть до 2007 года. Потом, наконец, поняли, что это мертворожденный ребенок, он устарел морально и показывать это старье нет никакого смысла.


MAKS-1997 впервые открывал президент России, Борис Ельцин. Впервые на авиасалоне КБ «Радуга» показало гиперзвуковую летающую лабораторию "Радуга Д2" на базе авиационной ракеты Х-22 и прототип гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ГЭЛА. Среди новинок авиасалона также были представлены макет сверхлёгкого многоцелевого вертолёта "Актай".


Ан-70, который привлекает посетителей выставки своими "красивыми сине-желтыми винтами" и сейчас принадлежит авиакомпании "Якутия" впервые привезли тогда же, в 1997-м. Не знаю, есть ли он на этой выставке, но на прошлой был точно.


В 1999-м с новинками было совсем туго, привезли только одну: Су-47 "Беркут", палубный истребитель с крыльями обратной стреловидности. Самолет так понравился всем, что его использовали еще несколько следующих лет на всех рекламных носителях, посвященных авиасалону. Стоит ли говорить о его судьбе? Да, он так и не пошел в массовое производство, и не стоит на вооружении, существуя в единственном экземпляре.


А еще на фотографиях 1999 года можно наблюдать, что "Буран" сюда привозят тоже очень и очень давно.


Наступил двадцать первый век. В августе 2001-го года в Жуковском состоялся пятый MAKS. Его посетил новый президент России, Владимир Путин. Снова показали "Беркута" для тех, кто не видел его в 99-м. Впервые в выставке приняла участие компания EADS, которая собирает Аэробусы.


На выставке показали первый гражданский самолет "Сухого", Су-80. Это была действительно перспективная разработка, которая должна была заменить собой устаревшие к тому времени Як-40. Самолет маленький, вмещает всего 30 пассажиров и может лететь на расстояние до 1300 километров. Но ведь он мог спасти загнувшуюся региональную авиацию. Тоже не получилось: всего было выпущено восемь таких самолетов. Где они сейчас - неизвестно.


2003-й год. Я первый раз посетил авиавыставку. Помню смутно, но конечно же, мне понравилось и я был впечатлен. Это только сейчас я понимаю, что снова показывали старье. Из всех выставки треть самолетов и вертолетов была зарубежного производства: хорошо, уже прогресс, к нам стало прилетать больше иностранцев.

С экономической точки зрения салон был более успешным, чем предыдущие. Компания "Трансаэро" закупила четыре самолета Ту-204-300, а "Волга-Днепр" заказала себе шесть грузовых Ил-96-400. Тогда же компания "Пулково" заключила соглашение на поставку аж двадцати пяти самолетов Ту-334. Стоит ли говорить, что ни один из них они не получили?

Седьмое авиашоу, которое прошло в августе 2005-го, снова посетил Владимир Владимирович. В своей приветственной речи он сказал, что возрастающий интерес к авиасалону не удивителен, ведь "наша страна известна как одна из наиболее передовых в аэрокосмической отрасли". Наверное, он имел в виду Советский союз.


Российская сторона представила на МАКС-2005 весь спектр боевой авиации начиная от лёгких учебно-боевых самолётов, до тяжёлых военно-транспортных самолётов и стратегических бомбардировщиков. Так же существенным было участие США, которые представили 9 боевых самолётов - в том числе истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.


В этом же году показали Ан-148, который является более современным аналогом Ту-134 и Як-42. Эти самолеты даже состоят в воздушных флотах двух авиакомпаний. Но не стоит забывать, что ОКБ Антонова - это Украина.


2007-й год. Снова MAKS и снова Путин. Впервые говорят о новой разработке ОКБ Сухого, региональном самолете RRJ-100, который расшифровывается как Russian Regional Jet. Через год его переименуют в Sukhoi Super Jet.

Военные представляют российскую спутниковую систему ГЛОНАСС.

Последний раз демонстрируется прекрасный советский самолет с трагической судьбой, Ту-144.


А еще я пришел на выставку в третий раз. Уже с зеркалкой, но еще с кривыми руками. Вот несколько моих фотографий MAKS 2007.







На прошлом авиасалоне, в 2009-м году я был в составе пула журналистов, и снимал как подготовку к выставке, так и первый день ее работы.







А главное событие прошлого салона, конечно же, СуперДжет. Нашумевшую и распиаренную новинку успели даже собрать в количестве двух штук и привезти в Жуковский. Он даже участвовал в полетной программе, представляете!


Мне очень жаль, что по сути, Суперджет - это единственная настоящий новый российский самолет за последние двадцать лет, что проходит авиасалон. Настоящий - потому что скорее всего, их действительно будут собирать и ставить "на вооружение", многие разработки ведь если и были проданы авиакомпаниям, то в штучном количестве.


Теперь вы понимаете, почему я больше не хожу на MAKS?

Авиация, Фото, Жуковский, Авиасалон, Обо мне, МАКС

Previous post Next post
Up