Набережные Челны - еще один контраст Татарстана. Этот город кажется вырванным куском Москвы: такие же широкие проспекты, бетонные коробки домов (местами даже серии зданий совпадают), такие же пробки и хаотичное дорожное движение. Утром третьего дня поездки мы поднялись на крышу бизнес-центра "2.18". Это совершенно круглое здание с "шляпой" в районе верхних этажей. Челнинцы прозвали дом "тюбетейкой". С крыши бизнес-центра можно увидеть почти весь город.
Кстати, вчера Набережным Челнам исполнилось 80 лет. Хоть город мне совсем не понравился, поздравляю челнинцев.
К слову, Тюбетейка - чуть ли не единственное оригинальное здание в городе. По крайней мере, оно выделяется среди своих бетонных собратьев. А ведь круглому дому уже тридцать лет. Многие годы он был самым известным долгостроем Челнов. Изначально здесь должна была быть гостиница "Набережные Челны". Более того - архитектором здания тогда был ни кто иной, как Ильдар Ханов, строящий сейчас под Казанью Храм Всех Религий. При встрече он рассказал, что изначально Храм планировалось построить именно в этой гостинице, а на крыше должна была появиться обсерватория "с выходом в космос".
Но в 1986 году финансирование проекта было прекращено, недострой «пошел по рукам». Сначала его хотел выкупить «КАМАЗ» под дирекцию. Но - не сложилось. В 2001-м президент Шаймиев принародно объявил о продаже объекта «за 1 рубль» местной предпринимательнице Татьяне Пучковой. Она купила, но ничего не построила.. Затем было еще несколько претендентов. Челнинцы заключали пари: «Достроят-недостроят»: в прессе каждые несколько месяцев появлялась новая информация о новых владельцах.
В 2005 здание все-таки выкупила некая строительная фирма, и решила построить здесь бизнес-центр. Сказано - сделано. Правда, теперь это не самое высокое здание республики, и даже города (только 3-е место), но достопримечательностью оно останется.
Давайте поднимемся на крышу Тюбетейки, и выйдем в Космос посмотрим на город с высоты птичьего полета.
Вид на проспект Хасана Туфана. В Челнах очень много улиц называются просто и ненавязчиво: "Автодорога номер ...". В этом районе улицы называются именами и словами, но этими названиями редко пользуются.
В городе на данный момент действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»). Это название сохранилось со времени строительства, когда каждым микрорайоном занималась отдельная строительная бригада, строившая одновременно несколько жилых домов и зданий бытового назначения - школу, детский сад, магазин, - т.е. полноценный жилой комплекс. Жители города пользуются строительными адресами (по комплексу), не редкость, когда человек вовсе не знает своего адреса по улице.
Пять "классических" московских 16-этажек по улице Раиса Беляева. Как вы видете, дома не просто стоят рядом, они соединены друг с другом. Однако, нумерация и здесь причудливая. Встречайте (слева направо) - дома №1, 2, 15, 17, 18. Где логика?
Еще одна из самых центральных улиц города - проспект Мира. Это одна из двух дорог, соединяющих "новый" город со старым. Проспект Мира затем переходит в Набережночелнинский проспект, а потом - в проспект Мусы Джалиля. И выводит из города в сторону Нижнекамска и Заинска.
Административное здание на проспекте Туфана, 4. То ли администрация района, то ли всего города.
Все тот же проспект Туфана, пересекающийся с проспектом Мира.
Вот дома, расположенные во дворах Московского проспекта. Москвичи, узнаете дома? А теперь представьте себе, выходите вы из своего дома, что в спальном советском микрорайоне, а там - мечеть во дворе.
Еще московский домик.
Вид на Автозаводский район Челнов, в народе просто "Камаз". Только в этом городе становится понятно, что Камаз - это не только завод, где производят грузовики. Это огромный комплекс, куда входит порядка десятка разных заводов, обслуживающих автогиганта. Тут и ТЭЦ своя, и таможня, и куча предприятий, которые производят комплектующие и запчасти для Камазов.
Вообще, в Челнах нам сначала не понравилось совсем, потом чуть пригляделись. Но все-таки он не может понравится жителям Москвы, сбежавшим от огромного мегаполиса в татарстанские просторы. Накануне вечером, приехав в Челны и разместившись в гостинице, я писал: "А вот Набережные Челны - совершенно не понравились. <...> С отвратительной организацией движения, с водителями, которые не пользуются ни зеркалами, ни повортниками. Десятки хаотично летающих минимум на 100 км/ч "тазиков", подрезающих и притирающих друг друга. Удивительно, но наутро ситуация с движением изменилось: куда подевались вчерашние лихачи - непонятно. В городе все стали ездить чинно и спокойно, включая поворотники даже тогда, когда объезжали ямки. Мы в шутку подумали, что все дело в едком выхлопе от Камаза, который происходит каждый вечер, и у людей случается помутнение. Все это шутка, конечно. Но почему происходит такая метаморфоза, непонятно.
Сразу за зданием Тюбетейки -красивый сквер с фонтанами.
А где-то вдали Кама, естественная граница города. Пожалуй, единственное, что делает Челны совершенно непохожими на Москву. И река в разы шире, и на другом берегу - никаких микрорайонов. У нас давно бы все застроили. А здесь даже моста никакого нет. От "того" берега реки до ближайших деревень - километров десять.
А еще в Челнах очень любят автомобили "Ока". Не удивительно, ведь она тоже Камаз, хоть и маленький.
В следующий раз я расскажу вам о производстве грузовиков на Камазе. К сожалению, нам так и не удалось попасть на основной конвейер из-за потрясающего раздолбайства Камазовского Департамента по связям с общественностью. Но зато нам показали сборку небольших коммерческих грузовичков Fuso, которые делают по лицензии Mitsubishi.
Другие заметки о Татарстане: