Беларусь-2010, часть седьмая. Брест

May 19, 2010 10:26



"Брест понравился нам больше всего" - так говорили мне многие участники Белорусского путешествия. Многие захотели сюда вернуться, не в Беларусь, не в Минск, который мы в этом году толком не посмотрели, а именно в Брест. Сам я уже был в Бресте два года назад, и еще тогда он произвел на меня впечатление, а в этом году еще больше его усилил. Почему?

Наверное потому, что Брест - двуликий город (в хорошем смысле слова). Он гармонично сочетает в себе характеры двух противоположностей, сам в себе несет Войну и Мир (не толстовскую) - память о войне и крови, которой пропитан воздух Крепости, и удивительные теплые мотивы южного курортного городка где-нибудь в Крыму.



В Бресте мы встретились с birdie_no_wings и его товарищем, которые любезно согласились немного покатать нас по городу. Первым делом, а время уже приближалось к полднику, мы отправились поесть в забегаловку "Пит стоп". Это как Грабли в Москве, Пузата Хата в Киеве или Лiдо в Минске. Но в отличие от предыдущих трех - не вкусно.

Осмотр же достопримечательностей Бреста мы начали с форта №5 Брест-Литовской крепости. Без проводников мы искали бы дорогу очень долго: чтобы попасть в Пятый форт, нужно ехать практически до границы, оттуда лесами-полями-мостами. И все это в черте города Бреста.





Несмотря на явную "заброшенность" форта, это полноценный музей с многофункциональным мужичком охранником-кассиром в будке. Заплатив по 20 рублей с носа, мы были допущены к фортификации.

Форт № 5 входил в число оборонительных объектов Брест-Литовской крепости первой линии. Построен в 1878 - 1888 гг., модернизировался в 1908 - 1911 гг.
Форт имеет пятиугольную форму. Был воздвигнут из кирпича, обнесён земляным валом, рвом, заполненным водой. В горжевой (тыльной) части была построена казарма для гарнизона, насчитывающая одиннадцать казематов, обвалованная землёй со стороны напольного фаса. Во фронтальной части находился передний капонир (фортификационное сооружение, способное вести огонь в двух противоположных направлениях) на шесть орудий, соединённый с казармой центральной потерной (подземный коридор, связывающий различные строения форта между собой). (с)





В начале 20 в. форт модернизировался под руководством штабс-капитана И.О.Белинского. Кирпичные сооружения покрывались бетоном толщиной около 2 м. Были построены боковые потерны, соединяющие казарму с боковыми полукапонирами. Был построен горжевой капонир, позиции стрелков частично бетонируются.





1 сентября 1939 года германская авиация нанесла мощные бомбовые удары по польской территории, в том числе и по Брестской крепости. Началась Вторая мировая война. Из крепости началась эвакуация семей офицеров, а высшее польское командование и штаб округа переехали в форт V. 17 сентября крепость Брест была захвачена немецкими войсками, над ней был поднят флаг со свастикой. В тот же день, только рано утром восточную польскую границу перешли советские войска, под девизом оказания помощи братским украинскому и белорусскому народам. Согласно советско-германскому протоколу о демаркационной линии Брест отходил к СССР и 23 сентября над крепостью был поднят новый флаг, на этот раз уже советский.









Но недолго мучалась старушка. Совсем скоро, через несколько лет, Брест снова стал немецким.

В июне 1941 г. в форту находился 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка. С началом Великой Отечественной войны батальон был поднят по тревоге. Часть бойцов попыталась прорваться в Брестскую крепость, а потом с боями отходила на восток.

В годы оккупации в форту были склады. В июле 1944 г. он был освобождён воинами 1295-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 70-й армии.

После войны некоторое время также находились армейские склады. После вывода воинской части форт был в заброшенном состоянии, разрушался.









В 1995 г. 5 форту был присвоен статус историко-культурной ценности. С 1997 г. проведены большие реставрационные работы. В 1999 г. форт был передан на баланс Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой». 8 мая 2000 г. открыт для посещения.











Но мы поехали дальше. На этот раз - в саму крепость, к Холмским воротам. Но поехали мы не как обычные люди, до главного въезда "со звездой", а оттуда пешком, а дачно-туристическими тропами и дорожками: мы хотели подъехать к самим воротам.





И вот они, Холмские ворота. На этот раз мы пришли "с польской" стороны. Я был в Бресте ровно 2 года назад, и почему-то думал, что там уже начинается пограничная территория. Вообще, об истории Брестской крепости я писал как раз в этом посте двухлетней давности, посмотрите.

Сейчас же я просто хочу показать фотографии из крепости. Давайте помолчим?





























Мы покинули брестскую крепость и поспешили в музей паровозов. Навстречу нам бежали люди. Представители почти всех народов бывшего СССР дружным строем, "стар и млад", бежали к крепости для торжественного митинга в честь Дня Победы.



К паровозам мы почти не успели. Но нам удалось уговорить сперва непреклонную смотрительницу пустить нас на несколько минут поснимать паровозы. Т.к. моя страсть к железным дорогам уже в прошлом, о музее лучше расскажет Костя ashar_kant , смотрите его репортаж о Бресте. Я же просто немного поснимал технику:

















А затем мы отправились гулять в Брестский универмаг: настоящий советский универмаг, где продавалось все на свете, с отделом одежды и по соседству - школьными канцтоварами и за углом винным отделом. Каждый из участников автопробега купил себе белорусского трикотажа, а мы с Костей ch_kostya даже приобрели по рубашке с национальным белорусским орнаментом.

Наши экскурсоводы решили показать нам и "мирную" часть города, и дружной толпой мы двинулись по пешеходной улице Советская, которая больше всего напоминает южный курортный город. Кажется, эта улица обязательно приведет к морю.





После того, как прошлым летом в Москве закрыли все казино, и без того не маленький потом туристов из России в Беларусь увеличился: люди едут играть сюда в одноруких бандитов и рулетку: казино здесь не просто не запрещены, но могут позволить Беларуси стать популярной игровой зоной.



Как я уже говорил много раз, Беларусь куда больше Европа, чем Россия. В центре Бреста это особенно чувствуется. Такая площадь могла бы украсить любой европейский город.





Пару лет назад в Бресте ввели должность фонарщика, при городской администрации. Представитель уникальной профессии, Виктор Петрович Кирисюк, ежедневно с наступлением темноты зажигает керосиновые фонари на улице Советской. Я очень хотел познакомиться с Петровичем и сделать "зажигательный" репортаж. Но нас очень долго обслуживали в пиццерии, и момент был упущен.



Лишь после того, как Петрович со своей лесенкой обойдет все 17 керосиновых фонарей, на улице заработает и остальное освещение. Кстати, специальные керосинные лампы для фонарей брестское предприятие закупило в России, а кованые обрамления выполнили уже местные мастера. К месту пришёлся и открытый на городских торжествах памятный знак «Старый фонарь». Это большой камень, на котором размещён «наказ» об учреждении должности фонарщика и его обязанностях. А символичный фонарь на самую верхушку камня принесла не кто-нибудь, а летучая мышь, которая считается символом возрождения.



Длинный день 2 мая подходил к концу. Еще немного погуляв по ночному Бресту, мы сели по машинам и поехали к месту ночлега, в Беловежскую пущу.

Продолжение следует :)

Белорусское путешествие-2010, ранее в выпусках:

Часть 1, Москва-Беларусь, дорожные заметки
Часть 2. Слуцк: валютные махинации
Часть 3. Солигорск: рукотворные горы и вечеринка в стиле 90-х
Часть 4. Лунинец. Гостиница без категории
Часть 5. Пинск. Каменное Полесье
Часть 6. Закозель. Freelander в рапсе и древняя каплица рода Ожешко

Беларусь-2010, Фото, Брестская область, Путевые заметки, Обо мне, Брест, Беларусь, land rover, Фотопоездки

Previous post Next post
Up