Черный хлеб на Белом море

Jun 29, 2009 12:43



О Белом море не слагают веселых песен, сюда не ездят загорать. Местный климат не располагает к вольготной жизни: люди здесь выживают, а не живут. Суровый, холодный край. Какой там Челябинск! Любой здешний мужик суровее в тысячу раз.
История этих мест жестока и трагична, зато именно на севере можно проверить, чего ты на самом деле стоишь. О "болотистом крае" (Šuomua - так называется это место по карельски) - под катом.





По археологическим данным, первые поселения на этой территории были основаны первобытными племенами в IV тысячелетии до нашей эры. В 14-15 веках земли колонизировали славяне - переселенцы из Новгорода, Ладоги и северо-восточных княжеств Руси. В 16 - 17 веках территория современного Беломорска являлась приграничной местностью Российского государства и неоднократно подвергалась нашествиям захватчиков. Для обороны рубежей государства Соловецкий монастырь выстроил в 1582 - 1585 годах в селении Сумы (нане - село Сумпосад) острог, ставший важным форпостом на севере России. В 1702 году по территории района прошла Осударева дорога . Легендарный петровский волок начинался у поморской деревни Нюхча. С середины 19 века село Сорока является центром лесопиления Карельского Поморья. С 1916 года село Сорока становится узловой станцией Мурманской (ныне - Октябрьской) железной дороги, построенной в годы I мировой войны. В 1931 - 1933 годах на территории района проходит строительство Беломоро-Балтийского канала. Последний, 19, шлюз канала, открывающий выход в море, находится в черте города. В 1938 году старое село Сорока, рабочий поселок лесопильщиков имени Солунина на правом берегу Выга, поселок водников канала и поселок железнодорожной станции Сорокская были объединены и получили статус города и его современное название (Беломорск) Указом Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1938 года. В годы Великой отечественной войны с 1941 по 1944 год город Беломорск был прифронтовой столицей Карело-Финнской ССР, здесь размещались штаб Карельского фронта и штаб партизанского движения.





















Сам Беломорск напоминает любой бедный , не туристический морской город-порт. Вот только здесь даже воздух тяжелый, а не легкий ветрено-морской: само окружение холодно-красивой карельской природы напоминает всем о трудной и трагичной истории края.






В середине 30-х годов прошлого века о Беломорско-Балтийском канале знал весь мир. О нем писали газеты Старого и Нового Света. Его посещали десятки журналистов и писателей, имена которых и сегодня живы в мировой литературе, -- Марин Андерсен Нексе, Максим Горький, Алексей Толстой. Однако нескончаемая череда военных конфликтов и войн, которыми в памяти человечества остался печально знаменит ХХ век, выплеснула на страницы газет новые сенсации. И о канале забыли.



Забвение последовало почти сразу. Уже в конце 30-х годов, когда напряженность во взаимоотношениях СССР и Финляндии перешла в стадию войны, Беломорско-Балтийский канал, судоходная трасса которого была проложена менее чем в сотне километров от финской границы, был закрыт для посещения. После советско-финляндской началась вторая Мировая война, и общественности стало вовсе не до каналов. Однако сам Беломорско-Балтийский водный путь никуда не делся, он продолжал и продолжает работать. Мало того, интерес к его истории год от года только возрастает. Теперь ББК все чаще и чаще именуют "памятником эпохи сталинизма". Однако с таким определением согласны не все. Некоторые считают, что сталинизму достаточно памятников на Лубянской площади в Москве и на Большом Соловецком острове в Белом море. А ББК следует признать памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим. Именно они спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили в скалах и в каменистой северной земле искусственную судоходную трассу протяженностью 227 километров. К слову, Кильский канал длиной всего 99 километров строили 96 месяцев, а Панамский (81 километр) 396 месяцев. Напомню, что ББК построен в Приполярье, у порога Арктического региона, где девять месяцев в году холодно, а в остальное время просто прохладно.



Путь из Белого моря, что на Северо-Западе России, в центральные районы страны через естественную систему рек и озер был известен торговым людям с XVI века. За несколько десятилетий до этого Москва присоединила к себе Новгородскую феодальную республику. Большие холодные пространства вдоль берегов Белого моря, Поморье, стало неотъемлемой частью Русского национального государства. Эти территории стали именовать Русским Севером или Двинской землей.



С этого времени устанавливаются прочные торговые и хозяйственные связи Русского Севера с центральными регионами Российской Империи. В 1584 году в устье реки Северной Двины был заложен город Архангельск, единственный в то время морской порт в России.
В Поморье строились новые города, развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля. Однако все более и более фактором, сдерживающим развитие территории, становилось отсутствие коммуникаций. Сегодня трудно себе даже представить, каких неимоверных трудов стоила купцам доставка с берегов Белого моря на рынки Нижнего Новгорода, Петербурга, Москвы и других русских городов рыбы, жира, шкур морского зверя, разного рода изделий ремесленников-поморов. Однако купеческие обозы могли передвигаться только зимой, когда мороз сковывал надежным панцирем гигантские пространства болот, наводил ледяные "мосты" через бесчисленные ручьи, порожистые реки и сотни больших и малых озер. Тысячи лошадиных упряжек с товаром скапливались в крупных селениях побережья - Сороке, Сумском Посаде, Повенце и других в ожидании крепких морозов. О сухопутной дороге и речи не могло быть по причине невероятной дороговизны строительства. Об этом знали, и подобные проекты даже не выдвигались. В этом северном водном мире более заманчивым казалось сооружение судоходного пути. Купцы знали, где крупные и мелкие озера так близко примыкают берегами друг к другу, что достаточно усилий десятка мужчин, чтобы перетянуть их с помощью волоков из одного в другое. Им было известно, где протекают реки, способные нести груженые лодки. Мало того, сотни купцов десятилетиями пользовались этими путями. Именно купцу из поморского города Кемь Федору Антонову принадлежит авторство одного из первых проектов Беломорского канала. Ф. Антонов, прах которого ныне покоится в ограде Успенского собора города Кеми, не только первым с точностью указал направление будущей судоходной трассы. Он справедливо отметил, что от строительства канала зависит дальнейшее развитие всего Русского Севера.



Возникает естественный вопрос: почему царское правительство в течение без малого двух веков не могло отыскать в казне средств на строительство Беломорского канала, а большевики в 1931 году нашли? Напомним, что к этому времени Россия была буквально измотана войнами: 1914 год - Империалистическая война, 1917 год - переворот, сопровождавшийся кое-где резней, крахом экономики и векового общественного устройства, 1919-1921 годы - Гражданская война… Кто тот герой, который указал властям на громадные ресурсы, без которых осуществление столь масштабного проекта было бы невозможно? Его имя Нафталий Аронович Френкель. Скромный еврейский мальчик рано начал работать в южном городе Одесса, что на берегу Черного моря, простым конторским служащим. Ему едва исполнилось 15 лет. Однако незаурядный ум, блестящая память и неприхотливость в быту быстро позволили сделать успехи в коммерции. Возможности, которые давала незаурядным людям в 20-е годы новая экономическая политика большевиков (НЭП), бурное развитие торговли и связанная с ней спекуляция в международном масштабе, позволили Френкелю фантастически разбогатеть. Не прошло и нескольких лет, как власти в Одессе были им поголовно коррумпированы. Даже одесское подразделение знаменитой ЧК (чрезвычайной комиссии) находилось чуть ли не на содержании всемогущей "империи Френкеля". К середине 20-х годов Френкель вместе со своим новым другом и партнером, знаменитым бандитом по кличке "Япончик", стали представлять собой реальную угрозу югу страны. Вместе с соратниками по преступной группировке Френкель настолько почувствовал себя хозяином положения, что всерьез верил в собственную безнаказанность. В Москве в условиях строжайшей тайны была разработана и осуществлена специальная операция. В результате Френкель был арестован и приговорен к казни. И только одному ему из всей группы в самый последний момент казнь заменили на 10 лет заключения на далеком острове в Белом море. Этот остров известен всему миру. Он называется Соловецким. Или коротко -- Соловки. агерь на далеком скалистом острове в холодном море, откуда за все время никому так и не удалось сбежать, до появления Френкеля был обычным местом заключения. Здесь работали, выпускали журнал и газету, ставили сельскохозяйственные опыты, собирали коллекции для местного музея, ставили постановки и спектакли в собственном театре. Священники и епископы служили в церкви, а спортсмены играли в футбол и бегали на лыжах. Деятельная натура Френкеля не позволила ему смириться с тем, что тысячи заключенных в лагере "слоняются без дела", "бездельничают". Он искал и нашел возможность сделать карьеру и здесь, в концентрационном лагере. И вскоре такой повод представился, деятельный заключенный Френкель был замечен, ему в начале вдвое сократили срок заключения, а затем и вовсе освободили. Н. А. Френкель был назначен начальником производственного (экономического) отдела Соловецкого лагеря. Добравшись до власти, Френкель стал методично превращать лагерь в изощренную каторгу, которой еще не знала Россия. Были закрыты журнал, газета, театр, музей. Над учеными и священниками стали глумиться. Люди гибли тысячами от непосильного труда, плохого питания, антисанитарии, издевательств, пыток и расстрелов без суда и следствия. Идеи Френкеля понравились советской большевистской власти в России. Они обещали такой громадный ресурс, которого страна еще не знала. В мае и июне 1929 года вопрос об использовании труда заключенных трижды рассматривали на заседании высшего руководства страны - на Политбюро Центрального Комитета ВКП (б). И приняли, как руководство к действию. Первым объектом, на котором было решено использовать почти бесплатный ресурс новой большевистской каторги, стал Беломорский канал.



Решение о строительстве Беломорского канала было принято Советом Труда и Обороны СССР 3 июня 1930 года. Однако первоначально работы на северном участке канала предписывалось вести гражданскому ведомству -- Народному комиссариату путей сообщения. Однако и в этом случае и во всех других гражданское ведомство неизменно не успевало за ведомством карательным, за НКВД. И осенью 1931 года чекисты получили в свое распоряжение строительную площадку на протяжении всех 227 километров. Высочайший, немыслимый темп строительства могли дать только десятки тысяч рабочих-каторжан. Их привозили в Карелию эшелонами со всей страны. И уже к концу 1931 года "населения" всей российской каторги оказалось мало для одного только канала. По некоторым данным, на его строительстве были заняты 160 тысяч заключенных. Смертность среди строителей Беломорстроя достигала 19%. Тысячи человек обмораживались, калечились, поскольку вся работа проводилась вручную, становились инвалидами.



Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли. Хотя сама идея, предложенная Н.А. Френкелем, которого затем потомки назовут "любимцем дьявола", и испытанная на строительстве Беломорского канала, властям СССР очень понравилась. После Беломорского канала в Карелии началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, судоходного канала Москва-Волга и десятков иных комбинатов, заводов и городов. В 1935 году количество заключенных ГУЛАГА достигло одного миллиона человек.



Беломорско-Балтийский канал продолжает работать на экономику страны уже более 70 лет. И значение его трудно переоценить. Водным путем, о котором мечтал когда-то поморский купец Федор Антонов, идет снабжение крупнейших предприятий Кольского полуострова и Архангельской области из промышленных и торговых центров России.
Канал позволяет ускорить и удешевить товарообмен на всем Русском Севере. Достаточно сказать, что путь из Архангельска в Петербург через канал составляет 1248 километров, а вокруг Скандинавского полуострова 5167 километров. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье СССР практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли. Поэтому Краснознаменный Северный флот, с его мощью современных надводных и подводных ракетных кораблей по праву считается ровесником ББК.















Последний (или первый от Белого моря) шлюз ББК



Местные жители.



Как не выкурить папироску "беломора", стоя у истоков Беломорканала!




Беломорск, Белое море, Фото, Беломорканал, Карелия, Фотопоездки, Россия

Previous post Next post
Up