«Здравствуйте, с вами говорит командир воздушного судна Александр Беленький!». Страшно? Не спешите выбегать из салона, я пока только попробовал управлять авиалайнером.
Трудно ли? Адски! Удержаться в небе труднее, чем в топе ЖЖ. И всё же я лично привел «Боинг» из Риги в Москву и готов поделиться впечатлениями!
1 Тот памятный день, когда я сломал плечо, начинался вполне позитивно. Я прилетел из Риги в Москву за штурвалом пассажирского «Боинга» и сам посадил самолёт в «Шереметьево», где спустя несколько часов неудачно упал, и - дальше вы знаете. Жаль, что в жизни нельзя сохраниться, как в авиасимуляторе, и начать всё заново.
2 Сегодня я хочу вернуться в октябрь прошлого года и поделиться впечатлениями от экскурсии в учебный центр Air Baltic, где готовят пилотов гражданской авиации.
3 В каждой уважающей себя авиакомпании есть центр, где пилоты, стюардессы, а часто и сотрудники наземных служб отрабатывают внештатные ситуации и учатся спасать людей. Пассажиры видят лишь малую часть работы бортпроводников, для нас это приветливые люди, разносящие еду и напитки по салону. А ведь кроме красивой улыбки и свободного английского стюардессы должны уметь оказывать медпомощь и очень хорошо плавать!
Ну а пилоты - вообще небожители! Как обычный человек может управлять такой сложной машиной, поднимать в воздух десятки тонн железа и успешно приземляться. Это ли не чудо? Нет, это обычная профессия, как бухгалтер, врач или программист - то есть, летать может научиться любой, обладающий определёнными навыками и желающий их развивать.
4 Люди моего поколения делятся на две категории: те, кто играл в детстве/юности в Microsoft Flight Simulator и всех остальных. У меня была другая страсть, я мечтал стать машинистом поезда, и оттачивал виртуальные навыки в симуляторе поездов. У взрослых тоже есть такие «игрушки» - специальные авиационные тренажёры на подвижной платформе, которые полностью имитируют ощущения от полёта: платформа передает ускорения, чувствуются даже стыки взлетной полосы, а сферический экран обеспечивает полное погружение в реальность.
5 Уже через несколько минут после нахождения в закрытой кабине вы забудете, что всё «понарошку». Программу занятия выбирает инструктор, и он может вмешиваться во время урока, словно древнегреческий бог, внезапно насылая молнии, гром и турбулентность на беззащитный самолёт. Можно смоделировать любые ситуации на земле и в воздухе, вы будете вести переговоры с диспетчером, рядом будут другие самолёты.
6 В программу симулятора уже загружены все аэропорты мира, самые популярные выведены на первый экран, по нему можно судить, куда тренируются летать будущие (и действующие) пилоты Air Baltic. «Домодедово», очевидно используется в качестве запасного, ведь по-умолчанию латвийская авиакомпания летает в «Шереметьево». Австрийский Инсбрук тоже неспроста, он считается самым сложным аэродромом мира из-за горного рельефа вокруг.
7 Можно настроить любую погоду - дождь, снег, грозу, сильный ветер или всё одновременно. Острых ощущений студентам добавит обледеневшая полоса или внезапно выбежавшая на рулёжку собака (шучу, такого в программе нет, а вот в реальности - бывает). Лётчик должен быть готов к нештатным ситуациям, и ему придётся справляться с ними много раз, как во время обучения так и потом, во время регулярных тренировок. Всё для того, чтобы быть готовым к любям отклонениям от нормы в реальном полёте.
8 Кстати, если вы живёте в Москве, такие тренажёры есть в коммерческом использовании - не нужно быть сотрудником авиакомпании или курсантом, чтобы совершить свой первый виртуальный полёт. Компаний несколько, Google в помощь, я дарил брату сертификат на полёт
вот здесь.
9 В самых современных модификациях самолётов органы управления выглядят немного по-другому, сегодня всё компьютеризировано. Ну а студенты тренируются на «классическом» Боинге 737, где всё тёплое и ламповое. Это как учиться водить: можно сразу сесть в навороченный внедорожник, но если начать с «Жигулей» и механической коробки передач, научитесь чувствовать машину и не попадать в критические ситуации. Так же и здесь.
10 Занятие длится час. Обычно сюда допускают тех, кто уже прошёл минимальный теоретический курс в лётной школе и знаком с основными органами управления и датчиками в кабине, меня же пустили «порулить» в виде исключения: я строго выполнял все предписания инструктора, и мне удалось как поднять машину воздух, так и несколько раз успешно посадить её (один раз что-то пошло не так, кабина вибрировала и раскачивалась с такой силой, что мне казалось, самолёт вот-вот упадёт. Было реально страшно, но командир нажал кнопку, и полётная программа сбросилась на ноль. Жизнь вторых шансов не даёт.
Меня удивило, что РУЛИТЬ полёте можно при помощи педалей (они же подставки для ног), а на земле эти же педали используют для торможения: при нажатии левой будут задействованы тормоза на левой основной опоре шасси, при нажатии правой - на правой. Конечно же, можно нажимать и одновременно.
11 Мой второй пилот и спутница жизни сидит справа и сосредоточенно вглядывается в горизонт, пытаясь разглядеть показания курсо-глиссадного маяка. Сначала Даша просто заняла правое кресло и не собиралась управлять самолётом. Потом решилась, перехватила управление и начала снижение.
12 Так пилоты видят полосу аэродрома при заходе на посадку. Два-три километра далеко внизу, но расстояние с каждой секундой сокращается. Как не промахнуться? Для этого есть PAPI - индиакторы траектории захода на посадку. На этом снимке они почти не различимы, просто белая точка в самом начале ВПП.
12а В реальности же маяки видны за пару километров, и именно по ним ориентируются при снижении самолёта. Система всегда подскажет, в каком положении находится воздушное судно: два белых и два красных сигнала - всё в порядке, выбранная траектория верна, четыре белых - самолёт слишком высоко, четыре красных - слишком низко, опасность!
13 На самом деле самолёты могут садиться в автоматическом режиме, так же как и большую часть полёта провести в "автопилоте" сегодня не является чем-то особенным. Однако, большинство рейсов пилоты сажают вручную. Почему? Читайте полезный и подробный материал от человека, который в этом действительно
понимает.
14 Я заглянул в мир авиации через замочную скважину. Как часто летающий пассажир, я могу провести в воздухе до ста рейсов в год, но при этом понятия не иметь, как устроены самолёты. А ребята уже живут в этом мире, и с каждым днём становятся ближе к тому, чтобы сесть за штурвал настоящего большого самолёта - через два года они будут возить меня по маршрутам Air Baltic.
15 На базе тренировочного центра в аэропорту Риги существует школа пилотов, где готовят будущие кадры для европейских авиакомпаний: учебные группы комплектуют студентами из разных стран, поэтому обучение проходит полностью на английском языке.
Я всегда думал, что выбор такой профессии нужно делать сразу после школы - в 18 лет идти в лётное училище, военное или гражданское, «трубить» там пять лет и только потом быть допущенным к управлению пассажирскими лайнерами, и то если удастся найти компанию, которая возьмёт на работу сразу после вуза.
16 Здесь минимальный возраст тоже 18 лет, но начинать не поздно «даже если вам немного за тридцать». Признаюсь, что сам задумался, не попробовать ли пройти хотя бы отборочный тур, но после перелома я долго не смогу похвастаться крепким здоровьем, а это обязательный критерий: нужно предоставить медицинский сертификат 1 класса, соответствующий довольно мудрёным критериям (по
ссылке документ Европейского агентства по авиабезопасности на 60 страниц), то есть нужно быть реально здоровым как бык. С близорукостью при этом можно! Вообще, нет ничего удивительного в том, что люди на Западе осваивают профессию пилота и в довольно зрелом возрасте: в прошлом году, будучи в США, познакомился с эмигрантом из России. Он работал программистом, а потом всё надоело. Сменил профессию уже будучи за 40, устроился региональную пассажирскую авиакомпанию - летает!
17 Учебный курс длится два года, и выпускникам гарантируют трудоустройство в Air Baltic: авиакомпания сама выращивает кадры. Обучение стоит денег. Ни много ни мало, а 70 тысяч евро. При начальной зарплате второго пилота в Латвии от 3000 евро - посчитайте, за сколько лет окупится такая инвестиция. С другой стороны, для европейских вузов это стандартная схема: если денег у студента нет, он может получить кредит или даже грант на обучение. И в то же время, деньги не главное, о них спросят в последнюю очередь. Если не прошёл испытания, о карьере пилота можно забыть. Для первоначального отбора достаточно быть старше 18, иметь аттестат зрелости (с хорошими оценками по математике и физике), иметь крепкое здоровье, свободный английский язык, уметь плавать и не быть замешанным ни в каких криминальных делишках: проверят и спросят, даже на этапе обучения это важно, поскольку студенты имеют доступ в закрытые зоны аэропорта.
18 Не только стюардессы должны уметь грамотно, внятно и вежливо разговаривать с пассажирами на нескольких языках, с пилотами занимаются постановкой речи и учат общаться с пассажирами.
19 Даже знаменитую фразу "This is your captain speaking" нужно произносить определённым образом, и этому тоже учат отдельно. Ведь пилот самолёта - не водитель такси, а командир воздушного судна!
20 Симуляторы тоже бывают разные, начинают все с маленького Diamond DA40, и лишь потом переходят на «Боинг» или новейшие Airbus A220 (эти самолёты сейчас составляют основу парка Air Baltic). Реальная практика проходит в небе над латвийским городом Лиепая, где у перевозчика есть запасной аэродром.
Весь процесс обучения можно разделить на три части: теоретические занятия, отработка полётных навыков на симуляторах и практические полёты. В случае успешной сдачи всех экзаменов, студенты получают лицензию пилота транспортной авиации европейского образца.
Кстати, можете попытать счастья - сейчас
ведётся новый набор в весеннюю группу, и до 11 марта каждый желающий может оставить заявку : для этого нужно подготовить свое резюме на английском, написать короткое мотивационное письмо, и лаконично ответить на два вопроса: Какие основные характеристики отличного пилота? Чего я добился, чтобы считаться хорошим кандидатом?
Понравился пост? Ставьте «лайк» и напишите комментарий!