Серпы и молоты, русские вывески - больше нигде в Прибалтике такого нет! Мне удалось попасть в последнее место, где еще жива, но скоро умрёт советская Латвия.
Видели когда-нибудь Сталина в юбке? Вам сюда! Только поспешите, скоро всё развалится.
1 То, что в Риге есть старый заброшенный аэропорт, ни для кого не секрет. Все знают, где находится Спилве, другое дело что мало кому из рижан или даже гостей города придёт в голову туда ехать.
2 Приземистое здание аэропорта появляется внезапно, стоит переехать через заросшие травой выше человека железнодорожные пути, как оказываешься лет так пятьдесят назад. Шума автомобилей слышно, но тишину забытого места нарушает только характерный звук двигателя. Ждёшь, как в небо взмоет серебристый ЛИ-2, качнёт потёртым крылом и скроется в облаках над Балтикой.
3 Но всё это лишь обман и работа фантазии. Тем не менее, над терминалом и в самом деле взмыл жёлтый малыш-дельтаплан и улетел со скоростью газонокосилки.
4 Первому аэродрому Риги уже больше ста лет. Нынешнее здание вокзала построено в советский период в 1954 году. Сегодня оно пусто и заброшено, но всё ещё сохраняет уникальные интерьеры ушедшей навсегда эпохи. Перед тем, как отправимся дальше, очень кратко перескажу историю Спилве.
Во время первой мировой луга Спилве использовались военной авиацией. В 1922 году здесь обустроили и гражданский аэродром. В 1928 Спилве был включен в сеть Германо-Советской авиакомпании «Deruluft». 17 августа 1932 года польская авиакомпания «LOT» с 8-местными самолетами открыла полеты на трансконтинентальном воздушном маршруте Хельсинки - Таллинн - Рига - Вильнюс - Варшава - Львов - Бухарест - София - Салоники - Афины. После ликвидации «Deruluft», в 1936 году немецкая национальная авиакомпания «Lufthansa» переняла воздушный маршрут Берлин - Рига - Таллинн - Хельсинки, в котором использовались 18-местные самолеты. Шведская авиакомпания «Aerotransport» 12-местными самолетами и Советский «Аэрофлот» с 10-местным, 16-местным и 20-местным с 1 июня 1937 года совершали полеты по маршруту Стокгольм - Рига - Москва.
В 1937 году открыли воздушный маршрут Рига - Лиепая, обслуживаемый первой латвийской авиакомпанией «Государственное воздушное сообщение» с двумя 7-местными самолетами. С 1938 года воздушное сообщение было круглый год. До 1939 года планировалось открыть воздушные маршруты Рига - Вентспилс - Лиепая и Рига - Крустпилс - Даугавпилс, которые не были реализованы.
17 июня 1940 года в Латвию вошли советские войска. В захвате аэродрома «Спилве» участвовало 6 танков, а 18 июня здесь сели самолеты Воздушных сил СССР. В 1940 году были восстановлены пассажирские рейсы в Таллинн, Ленинград, Москву. Уже на следующий день после нападения Германии на СССР, 22 июня 1941 года немецкая военная авиация бомбила аэродром «Спилве». Ангары аэропорта были разрушены, позже аэропорт был реконструирован для нужд гитлеровской авиации, которая в 1941-1944 годах аэропорт «Спилве» использовала в качестве военного. 27 октября 1941 года «Lufthansa» также возобновила гражданские рейсы в Берлин и Хельсинки. 11 октября 1944 года аэродром Спилве был вновь разрушен при наступлении Советских войск.
После Второй мировой войны Рижский центральный аэропорт стал аэропортом Всесоюзного значения. В мае 1954 года было закончено строительство нового здания аэропорта в стиле советского неоклассицизма (архитектор С. Воробьев). До 1975 года аэропорт «Спилве» был одним из крупнейших аэропортов в западной части СССР, одновременно принимая более чем 50 самолетов. После окончания строительства аэропорта «Рига» в Скулте, аэропорт «Спилве» потерял свое значение и до 1986 года использовался только для внутренних рейсов. До конца 1980-х годов студенты Рижского института гражданской авиации использовали аэропорт для обучения и тренировок.
5 После развала СССР и обретения Латвией независимости, в стране провели декоммунизацию, запретили использование любой советской символики, приравняв её к нацистской. Не тронули только старое и заброшенное здание аэропорта. Это последнее место в Латвии, а то и во всей Прибалтике, где можно увидеть серп и молот.
6 На “парадном” фасаде красуется герб СССР. На другой стороне здания прилетавшие в Ригу видели герб Латвийской ССР. Человек, следящий за сохранностью здания, рассказал что аэропорт считается международным наследием и охраняется ЮНЕСКО, но в списке этой организации Спилве не значится. Почему их не сбили? Остаётся гадать.
7 Несмотря на запущенное состояние здание, само лётное поле используется очень активно. Здесь располагается аэродром частной авиации, принявший в наследство всю территорию с ангарами и взлётно-посадочной полосой.
8 Территория используется для хранения и полётов дельтапланов и небольших самолётов, так что с охраной здесь полный порядок. К самолётам лучше не приближаться. Ещё одна байка, а может и правда, что в Спилве приземляется вертолёт президента Латвии.
9 Cessna 172 в раскраске российского “Аэрофлота”. Сам самолёт тоже из России, узнал по номеру: RA-67487.
10 Заправка.
11 Вдалеке виднеется заброшенная диспетчерская башня. Здание находится в очень плохом состоянии и готово рухнуть, несколько лет назад его заколотили от подвала до вышки, чтобы не лазали.
12 Так аэропорт встречал прилетавших пассажиров: надписи “Рига” на латышском и русском языках, декоративная башенка, очень похожая на башню первого рижского небоскрёба “Доминанта”, построенного в 1939 году. Скорее всего, прямой связи между ними нет, но внешне - как две капли.
13 Перед терминалом стоит одинокий старый АН-2 (YL-CCF), давно не видевший неба. Он повёрнут носом к взлётной полосе, “спиной” к аэропорту. Ему летать охота, но вот уже как минимум 13 лет он стоит возле аэропорта, время от времени его подкрашивают и передвигают, не давая заржаветь и рассыпаться. Но и всё на этом.
14 В этом году самолёту ровно 50 лет, он 1968 года выпуска. Когда-то он носил ливрею советского “Аэрофлота” и имел номер СССР-32260.
Фото © Andrew Matusiak / airliners.net
15 Всё что вы увидели в посте до этого - фигня. Пойдёмте внутрь здания. Ведь именно ради того, что внутри, я и решился на вылазку в Спилве. К счастью, попасть в закрытый аэропорт можно легально. Расскажу как это сделать.
Если хотите просто погулять снаружи - просто приходите, как я писал выше, территория не заброшена и используется, вокруг полно людей. Но терминал закрыт. Чтобы попасть внутрь, нужно идти по дорожке правее здания. Там будет шлагбаум, а за ним несколько бытовок, в одной из которых расположен офис автошколы. Пообщайтесь с дружелюбной женщиной внутри, она пустит внутрь за 2 евро с человека. Плата вполне официальная, аэропорт принадлежит городу и на его базе создан музей, правда виртуальный, в реале нет никакой экспозиции, кроме интерьеров.
Также старый аэропорт иногда сдают в аренду для проведения всяких мероприятий и закрытых вечеринок-презентаций, а также для свадебных фотосессий. А 25 августа 2018 года, буквально через две недели, в честь моего дня рождения здесь выступят легенды русского рока - Чиж, СерьГа и “Агата Кристи”. Ожидается грандиозный open-air на 30 тысяч человек! Меня в Риге в этот день, правда не будет 🙂
Меня встретил Сергей, отвечающий за консервацию и сохранность здания. Рассказал о том, как уникальное здание много раз переходило из рук в руки, недавно здесь снова сменился собственник, хотя формально аэропорт принадлежит городу и решения принимает Рижская дума. Каждый предыдущий созыв перекладывает ответственность за этот редкий с точки зрения архитектуры объект на плечи последующего. В 2014 году Спилве отметил своё 60-летие, тогда ходили разговоры о создании музея авиации, а территорию планировали к масштабной реконструкции, но ничего пока не случилось. Ситуация остаётся подвешенной, город не хочет приватизировать аэропорт, а у Риги нет денег на реставрацию, которая стоит миллионы. Есть инвесторы, готовые вложить эти деньги, но они хотят здание в собственность.
16 Вау! И не скажешь, что за облезлым грязно-коричневым фасадом скрывается такая красота! По размаху и величественности интерьеры старого аэропорта Риги можно сравнить с самыми нарядными станциями московского метро!
Эти залы не видели пассажиров уже тридцать лет. В девяностые через помещения прошло много контор, были даже торговцы цветами и автосервис для инкассаторских броневиков. Масляные пятна до сих пор видны на полу. А один из арендаторов взял да заложил вентиляционные балконы над потолком, чем-то они ему не понравились. В результате, была нарушена система циркуляции воздуха, на стенах появилась плесень, а здание стало медленно разрушаться.
17 Обратите внимание на русскоязычные надписи. Тоже, наверное, последние в постсоветской Латвии.
18 На втором этаже были залы ожидания, а за решётчатыми воротами находился “Зелёный” ресторан, куда приезжали пообедать даже те, кто никуда не летел: в ресторан выписали одного из лучших поваров Грузии, и для советской Латвии такая еда была диковинкой.
19 Роскошная люстра опускается на длинной цепи прямо до пола, чтобы было легко заменить перегоревшие лампочки. Сегодня это единственный источник освещения в здании.
Входивших в парадные дубовые двери встречала грандиозная фреска, воспевающая дружбу народов. Картину написали лучшие латвийские художники той поры. Для работы над фреской Эгон Цесниек сделал серию фотопортретов, на которых запечатлел своих родных и друзей. Так что люди на полотне - не абстрактные.
"Побледневшая картина из глубин памяти всплывает во всей красоте” - вспоминала потом дочь художника. - Её обрамляют иллюзорные занавеси, украшенные латышскими узорами и бахромой. Сцена - ступени набережной Даугавы. На переднем фоне - мужчины, женщины, девушки в латышских национальных костюмах, некоторые дети - в пионерских галстуках. Далее представители братских народов с величественной красавицей - славянкой в центре и красно-бело-голубыми флагами на фоне рижского силуэта, с тогда ещё не восстановленной, но уже готовой на фреске, башенкой собора Петра и миражом ещё не построенного Дома колхозника (ныне - здание Академии наук). Лёгкие облака плывут в голубом небе. Самолёт.
Актёры это представления - мы сами: мужчина с кокле (музыкальный инструмент) в руках мой отец Эгон, слева женщина в национальном костюме и охапкой роз - моя мама. Увидела и себя - в латышской юбочке... Именно так мы позировали в бывшей мастерской Аугуста Аннуса в народных костюмах, на время отдолженных в театре Дайлес”.
20 Но самое интересное в этой картине вовсе не воображаемые здания, которых в 1954 году в Риге не существовало, а высокая брюнетка в сарафане и русском кокошнике. Она несёт букет белых лилий и приветствует всех очень характерным и узнаваемым жестом…СТОП, ЭТО ЖЕ СТАЛИН! Не удивляйтесь, на картине в самом деле Иосиф Виссарионович в юбке. Аэропорт открыли через год после его смерти, а несколько лет спустя вождя заменили на женщину. Вот только сапоги забыли замазать, внимание на ноги!
21 Картина притягивает взгляд. Смотришь на неё, не отрываясь, словно зачарованный. Хочется разглядеть каждую деталь, изучить каждое лицо.
Как жили тогда, в далёкие пятидесятые, когда только недавно закончилась страшная война, но ещё не началась новая, “холодная”, со всем цивилизованным миром? И правда ли Латвия была счастлива быть частью того, что спустя сорок лет назовут советской оккупацией?
22 Две другие фрески с улицы не видны и менее известны. Они расположены на первом этаже по левую и правую руку и от входа. На одной - визитная карточка Латвии, великолепный пляж Юрмалы.
23 С другой стороны, живописный Сигулдский края, и знаменитый мост переброшенный через реку Гауя.
24 В углу этой картины, почти незаметные автографы: ни за что не увидишь, если не знать, что они есть. Три имени - Элерт Трейлонс, Эгон Цесниек, Владимир Кудояр. Последний ещё жив: тогда он был самым молодым, и по словам самого художника, “бегал за водкой” для мэтров, а когда они оставались с бутылкой наедине, взбирался на леса и рисовал там счастливые лица народа на Празднике песни, шаловливо придавая им схожесть со своей собственной физиономией. По его утверждению, раза эдак три сумел придать, и они до сих пор там в задних рядах светятся счастьем…
Прочитав в сети про Владимира Никифоровича, я тут же придумал новый сюжет для репортажа. Как оказалось, ещё с 80-х годов художник Кудояр тратил все заработанные гонорары на благоустройство парка на месте свалки по соседству со своим дачным участком. Из неприглядного болота получился великолепный парк в рижском пригороде Дарзини, а сам живописец недавно отметил 90-летний юбилей. Хочу найти его контакты и съездить в гости.
25 Построенный в 1974 году новый международный аэропорт “Рига” забрал большинство рейсов из Спилве: самолёты становились всё больше и тяжелее, короткая взлётно-посадочная полоса не позволяла обслуживать здесь современные лайнеры, а мягкий грунт возле побережья делал бессмысленным её реконструкцию. Воздушная гавань работала на внутренние рейсы. В 1985 году “Спилве” был закрыт. Последний коммерческий рейс был выполнен в 1991 году.
В девяностые аэропорт окончательно пришёл в упадок. Ремонтировать его не было ни денег, ни желания, ни возможности: крупные советские аэропорты считались стратегическими объектами, и в 1991 году всю документацию вывезли в Россию, вплоть до схемы местной канализации. Аэропорт строился как полностью автономный, имел собственную электроподстанцию и канализационную ситсему. Сегодня всё это восстановлению не подлежит.
26
27
28 Когда-то здесь бурлил искусственный водопад….
29 Центральное отопление давно не работает. Центральный зал сохранился только чудом и при помощи тепловых пушек, которыми греют здание зимой. Другие помещения аэровокзала изуродованы грибком.
30 В противоположной от ресторана стороне, на втором этаже находились служебные помещения, куда посторонним был вход запрещён. Сейчас можно, но там нет ничего интересного, комнаты совершенно пусты.
31 Кабинет директора аэропорта. Сохранилась потолочная лепнина и немного оригинальной мебели. Последний директор уехал отсюда ещё в Советском Союзе.
32
33
34
35
36 Территория аэропорта “Спилве” включала в себя 54 различных сооружения. Все они в том или ином виде дошли до наших дней, но подавляющее большинство заброшены. Несколько зданий сданы в аренду, под автосервис и частный детский сад.
37 Что будет дальше? Либо аэропорт приватизируют, вложат много денег на качественную реставрацию и сохранят уникальное здание уже в новом качестве, либо…это уже случалось со многими непризнанными памятниками.
Если вам понравился репортаж, поставьте ему “like” и поделитесь ссылкой с друзьями. Завтра в 10 утра - новый пост в блоге, заходите почитать!
Все мои
путешествия застрахованы на 1 миллион долларов в Абсолют Страхование, что бы ни случилось. Читателей блога ждёт специальная
скидка 20% на любую страховку.