Давно не случалось такой жести в путешествиях. Сегодня я буду в роли Саши
puerrtto Лапшина, которому обычно достаются все идиоты на границах. Я же не вызываю подозрений даже на "сложных" переходах. Так было до сегодняшнего дня, пока я не прилетел в Урумчи.
Дальше всё было как в чёртовой шпионской истории. А эта фотография чуть ли не единственное, что я смог снять без опаски.
Всё начиналось хорошо. В Китай я еду раз в шестой, страну более-менее знаю, ну какие могут быть сюрпризы. Первый предпонесла погода: мы не смогли сесть в Урумчи из-за сильного тумана, и рейс направили на запасной аэродром в мелкий город Куча. Такой маленький, что там даже аэропорта международного нет, и выйти из самолёта мы не смогли бы даже если пришлось ждать сутки.
На второй рейс, в Чунцин, я безнадёжно опоздал: он благополучно вылетел по расписанию через час, несмотря на непогоду. Через два мы завели двигатели полетели назад в Урумчи. С пересадкой летела половина салона, почти все были из России. Кто на курорт, кто в Пекин: China Southern даёт хорошие цены на билеты с пересадкой.
Вот только чтобы пересесть транзитом в Китае, нужно пройти паспортный контроль в первой точке назначения (как везде) и получить багаж (как в США). А потом по-новой идти регистрироваться.
К кабинкам пограничников я подошёл одни из первых. Протянул паспорт с новенькой многократной визой (китайцы оценили мои предыдущие поездки и дали сразу на несколько лет), приложил пальцы к коробочке для снятия отпечатков…что именно не понравилось пограничнице, я так и не понял. Она протянула его своему коллеге в зелёной форме и тот попросил меня отойти в сторону. Если девушка почти не говорила по английски, мужчина не понимал его совсем.
- Зачем вы приехали в Урумчи?
- У меня пересадка. Я лечу в Чунцин.
- Зачем вы приехали в Китай?
- Путешествовать.
Кажется, он так и не понял ни одного из слов “транзит”, “коннекшен” или даже произнесённое мной название китайского города Чунцин. Но человек, по доброй воле приехавший в регион китайских сепаратистов для него явно казался подозрительным.
- Дай свой телефон. Разблокируй. Открой фотографии.
Протягиваю, он что-то долго листает, не замечает ничего интересного, но потом замечает папку с обработанными в телефоне снимками для инстаграма. Там арабская женщина в никабе идёт с ребёнком под руку.
Вот эта картинка, из Марракеша:
- Это твоя семья? - внезапно спрашивает он, а я пытаюсь сдержать смех. Сдерживаю и серьёзно отвечаю:
- Конечно нет, снял в путешествии. Я из России, у нас так не ходят.
Тут надо сказать, что если вы не в курсе, что такой Синдзян-Уйгурский округ Китая, объясню в двух словах. Это как Чечня в середине 90-х, между первой и второй войной. В регионе живёт много уйгуров-мусульман, они совершенно не похожи на китайцев ни внешне ни по убеждениям, и время от времени “постреливают”. В связи с этим, здесь какие-то совершенно драконовские меры безопасности (о них позже) из-за боязни проникновения радикального ислама.
Я рассказываю, что эту и другие фото в папке я сделал в Африке, куда ездил на машине из Москвы (показываю Рено Дастер с московскими номерами). Пограничник кивает, хотя понятно, что он ни черта не понял. Возвращает мне телефон, забирает паспорт, отводит меня в закуток и сажает на лавочку.
- Сиди, жди.
Проходит 10-15-20 минут. Ещё полчаса. Час. Улетает следующий рейс в Чунцин. Ничего не происходит. Очередь на паспортном контроле заканчивается. Приводят ещё пару человек и сажают рядом.
Через какое-то время военные возвращаются, зовут за собой к багажной ленте. Просят забрать свой багаж и следовать за ними. Идём в служебную комнату. Мимоходом замечаю, что прямо у входа в зал паспортного контроля, но с другой стороны стены, висят на стенках бронежилеты, каски, железные щиты и длинные дубинки. Никогда такого не видел.
В комнате меня просят открыть багаж и показать свои вещи. Открываю рюкзак. Ноутбук, камера. Видите же, турист? Открываю чемодан. Личные вещи. Две книжки. Погранец октрывает, листает. Видит, что что-то про Китай, но на незнакомом языке.
- Что это?
- Книжки, про путешествия по Китаю.
- А, про путешествия…
Ответ устраивает, я решаю не добавлять, что книжки писал я, а то чёрт его знает…
Спустя ещё минут 20 мне возвращают паспорт и отпускают на все четыре стороны. Про марроканских женщин никто не вспомнил, извинения не принесли, но сказали что это стандартная процедура и “ноу проблем”. Чуть позже я увидел, что по ходу и правда стандартная, правда легче мне от этого не стало: когда я пришёл на билетную стойку чтобы понять, когда я всё-таки лечу, мне объявили, что следующий самолёт в Чунцин будет только завтра утром. И с большим трудом я всё-таки выбил себе билет на сегодня, но у другой авиакомпании.
Для этого нужно было выйти из терминала, дойти до соседнего (как это сделать, понял с третьего раза, никаких указателей и шаттлов) и заново пройти все процедуры.
То, что я видел от момента выхода с пограничного контроля до уютного кресла в бизнес-зале - это полный пиздец. Если вы говорите, что Россия (или Америка, кому как больше нравится) полицейское государство - приезжайте в Китай, а именно в Урумчи. Такого количества вооружённой полиции я не встречал нигде, даже в Европе сразу после терактов. На каждом шагу - блокпост, по всем углам стоят люди с дубинками, теми самыми щитами, автоматами, бронированные автомобили. Видеокамеры повсюду. Три кордона при входе в аэропорт. Блин, наверное так охраняют терминалы только в Ираке, по крайней мере что-то подобное я читал именно про современный Багдад.
В итоге, мне удалось зарегистрироваться на рейс, вытряхнуть до последней монетки свой рюкзак, семь раз показать паспорт и наконец прийти в бизнес-зал, который здесь тоже совсем не такой, как мы привыкли. Початая бутылка Колы в холодильнике, чак-чак и маринованные куриные лапки. Но спасибо, что есть хотя бы такая еда. За почти сутки пути я изрядно проголодался.
Завтра в 10 утра я продолжу рассказ про Украину, а сам пойду гулять по самому большому мегаполису на планете. Всё самое оперативное будет у меня в фейсбуке.