Свой выбор я сделал в Норвегии. Дожил до первых седых волос - и впервые встал на лыжи! И сразу пожалел, что потерял столько времени. Не повторяйте моих ошибок, выходите скорее на склон! Только сноуборд не берите: я попробовал, и это совсем не то :)
Понять, что две "доски" лучше одной, мне помогли феерические покатушки по самым "древним" трассам в мире. Именно здесь, на крупнейшем в Норвегии курорте Тюрсиль более полутора веков назад люди начали впервые кататься из спортивного интереса. А сегодня очередь дошла и до меня. Но - обо всём по порядку.
1 Так я гонял со склонов уже на второй день! По "красным" трассам, как олимпиец! Не верите?
И правильно: шучу, конечно! Потому что хоть лыжи и дались мне легко, я научился держать равновесие и самостоятельно спускаться с "детской" зелёной горки, до какого-либо мастерства ещё годы практики. По другому и не бывает. Но главное, что я "загорелся", влюбился в лыжи с первого спуска и понял - пробовать новое совсем не страшно. Никогда не представлял себя на горных лыжах, а теперь думаю, да что же я все эти годы лишал себя такого удовольствия! Ну а теперь, обо всём по порядку.
2 Норвегия - родина современных горных лыж, и хоть сегодня не так известна и популярна в сравнении с Альпами, здесь отдыхают каждый год сотни тысяч человек. В стране около десяти крупных курортов, самый большой из них - Трюсиль ( Trysil ). Главная его "фишка" заключается в том, что отели и коттеджи расположены прямо на склоне, ехать или идти никуда не нужно. Вышли из здания, надели лыжи и всё, поехали!
3 Глядя на трёхлетних карапузов, уверенно скатывающихся "на своих двоих", не веришь своим глазам. И не страшно же! Наоборот, в таком возрасте учиться намного проще: самый известный лыжник по версии норвежцев, Аксель Лунд Свиндал, начал как раз в три года. А вот любимый россиянами Бьорндален встал на лыжи значительно позже, будучи взрослым, и тоже добился головокружительных успехов. Об этом я думал по пути на подъёмник.
4 40 подъёмников, 68 трасс и три склона, объединённые в одну зону катания и снежный сезон с ноября по май! Вот, что такое норвежский лыжный курорт в одном предложении. Для тех, кто уверенно стоит на двух лыжах или одной доске это значит "надо ехать", а для меня всё было в диковинку, так что постараюсь рассказать, как не наломать дров (и лыж) в своём зимнем отпуске.
Когда-то именно в Трюсиле в далёком в 1861 году появился первый в мире и в истории горнолыжный клуб. Выглядел он совсем не так, как современные курорты, до 30-х годов прошлого века лыжи были уделом реальных фанатов и смельчаков. Со временем, Трюсиль снискал популярность среди норвежцев и соседей из Швеции (до границы здесь несколько десятков километров), но это был маленький локальный курорт. В 2005 шведская компания SkiStar купила курорт и вложила огромные деньги в его развитие, подъёмники и инфраструктура были полностью обновлены, открылись два отеля Radisson Blu, а уже в следующем, 2019 году поблизости откроется Scandinavian Mountains Airport, можно будет прилетать напрямую сюда, а не добираться из Осло (хотя и сейчас дорога из столицы Норвегии занимает около двух часов).
5 Мой номер. В отеле есть обычные комнаты и апартаменты с кухней. На барной стойке меня ждал подарок от курорта, смешной плюшевый снеговик в шарфе и шапке. Это Валле, и с его реальным прототипом мы ещё познакомимся.
6 Рядом с отелем небольшая "торговая деревня" из одной улицы, здесь кафешки, спортивные магазины и лыжный прокат. Сам город Трюсиль находится внизу, в долине, вдали от курортной зоны, и про него расскажу в другой раз. Здесь же своеобразная туристическая зона, чувствуешь себя в уединении, случайных людей нет.
7 В прокате всегда подберут и выдадут лыжи и ботинки (по росту и весу), палки и шлем (их часто дают бесплатно). Всё остальное придётся покупать. Никуда не денешься, но на склоне нечего делать без:
- термобелья,
- специальной одежды из мембраны, особенно без штанов, куртку иногда можно взять обычную зимнюю, если она сделана из непродуваемой ткани,
- перчаток и маски, хотя если нет солнца и сильного ветра, без маски можно и обойтись.
8 Мои коллеги по пресс-туру сразу же отправились на гору, в Норвегии ночные катания - обычное дело, трассы освещаются, ведь световой день короткий.
9 А мне оставалось вернуться в отель, поставить лыжи и ботинки в специальный шкафчик в Ski Room (полагается каждому гостю).
10 И отправиться в бассейн! В отеле отличная спа-зона, после трудного дня на склонах можно не только расслабиться в джакузи, но и заказать массаж.
11
12 На девять утра было намечено моё первое (и единственное) занятие с инструктором. Я не понимал, "пойдёт" или нет, в случае с бордом хватило одного раза, чтобы понять - это не моё. А вдруг и с лыжами так же? Страшно, впрочем, не было.
13 До тех пор, пока я не встретился с Эриком. Познакомьтесь, это мой учитель. "Поставил меня на лыжи" в первые же несколько секунд после того, как я услышал щелчок фиксации ботинок в лыжах. И я поехал! Больше ничего не оставалось, только вперёд, то есть вниз. На самой лёгкой и почти пологой горке, но я сразу схватил суть и понял: чтобы упасть, надо постараться. Две лыжи это словно продолжение ног, две палки в помощь, скорей для подстраховки. Колеги чуть согнуты, спина прямая, держишь лыжи параллельно склону - набираешь скорость, "носки врозь, пятки вместе", сводишь две лыжи под углом носами друг к другу - тормозишь или останавливаешься. Так что если и было стрёмно, то лишь самый первый раз, когда я ещё не понимал, что могу контролировать и скорость, и угол поворота.
14 Ощущения как будто во время полёта! Только летишь ты по земле, едва касаясь кантами снежного покрова, легко лавируя и маневрируя, словно в невесомости. Это действительно потрясающе, и ни на что не похоже! Видите, сколько у меня эмоций от новых ощущений? Эрик занимался со мной два с половиной часа, раз за разом скатываясь рядом по "зелёным" трассам: когда нужно поправлял, но больше хвалил. Не хвастаюсь, но кажется у меня и правда неплохо получалось. Но главное, я получил уверенность в том, что делаю на склоне.
Те, кто катается давно, будут надо мной смеяться, словно над карапузом, научившимся плавать в "лягушатнике". Но настоящей глубины, то есть высоты, ещё очень далеко, годы тренировок. Кстати, будь в той поездке чуть больше времени, я бы освоился. Особенность норвежских лыжных курортов - "зелёные" трассы есть даже на вершинах, даже неопытные лыжники могут спускаться вниз по пологим и широким склонам.
15 Для уверенных в себе есть более крутые (в прямом и переносном смысле) и скоростные трассы. Все лыжные спуски делятся на четыре вида: зелёные (для новичков), синие, красные и чёрные. Исследовать такие можно только на снегоходе, да и то, пересекая их перпендикулярно. Один раз я спустился по "красной" и чуть не поседел!
16 А это "чёрные" трамплины на одной из трасс. Представьте, вы спускаетесь с горы сначала под углом 45 градусов, потом лавируете среди леса, а на финишной прямой делаете двойное сальто, подлетев на несколько метров вверх вон с того большого трамплина...думаете, фантазирую? Нажмите на стрелку вправо и зацените сами!
17 Трюсиль - самый большой курорт в Норвегии, 30 тысяч койко-мест, два больших курортных отеля и сотни коттеджей. Это не считая частного жилья,
сдаваемого местными жителями через AirBnb.
18 Другой отель находится на противоположной стороне горы. Тоже Radisson, но называется иначе - Mountain Resort. Он более новый и более дорогой, а водная зона здесь невероятная, с уличными бассейнами и джакузи, подогреваемыми зимой.
19 Даже в высокий сезон (а он как раз сейчас) на трассах не бывает столпотворения, вниз всегда ведёт несколько параллельных спусков, иногда даже одинаковой сложности: для разнообразия и как раз чтобы избежать толкучки.
20 Можно весь день спускаться по новым дорожкам, и не повторяться!
21 В зоне катания работает 26 кафе и ресторанов, большинство из них расположены прямо на сконах.
22 Днём можно подкрепиться, а вечером, "после лыж", выпить соргревающей норвежской aqua vita.
23 Трюсиль считается больше семейным курортом, чем молодёжным, так что много внимания уделяется детям. Есть две лыжные школы и анимационная программа, можно передать детей в заботливые руки инструкторов, они поставят "на ноги". В школу принимают начиная с трёх лет, а до шести включительно, детям всё достаётся бесплатно!
24 Причём не только скипасс, но и прокат оборудования и лыжная школа! Можно приехать втроём-четвером, а заплатить только за взрослых. Акция действует только со 2 по 5 неделю (середина января-середина февраля) и 15-16 недели года (апрель). Эти даты связаны с датами скандинавских школьных каникул, то есть если ваш ребёнок в школу ещё не ходит, можно приехать в это время и неплохо сэкономить. Кстати, про цены: хоть и будет отдельный пост, но отдохнуть на лыжном курорте в Норвегии стоит примерно столько же, сколько в Сочи, в Красной Поляне.
25 Талисман норвежских курортов - снеговик Валле! Когда-то он был обычной скульптурой от снега, но ожил от тёплых объятий детворы. Теперь его любимое занятие - кататься на лыжах вместе с друзьями. Валле очень добрый, но совсем не умеет разговаривать, зато - никакого языкового барьера.
26 Встретить милого Валле можно на всех курортах SkiStar, на "детских" склонах по утрам.
27 Radisson Blu Resort Trysil с высоты квадрокоптера.
28 Если бы я выбирал из двух курортов один, то предпочёл бы поехать в Трюсиль: мне понравился большой уютый отель, бассейн и спа, и то что рядом город, куда можно дойти пешком, просто перешагнув мост через речку. То, что курорт всего в двух часах езды от аэропорта Осло -- тоже большой плюс.
29 А вот курорт Хемседал -- совсем другой. Эту местность называют Скандинавскими Альпами из-за сходства ландшафтов. Горы здесь выше, а людей меньше. Полсотни лыжных трасс построены на склонах трёх гор, Тоттен (1497 метров), Рогьин (1370) и Тинден (1444). Пики связаны между собой 22 подъёмниками, а внизу, в долине, раскинулся четырёхэтажный апарт-отель. Здесь тоже есть вечернее катание и гарантированный снег до 1 мая.
30 Центром курорта можно считать апарт-отель SkiStar Alpin Lodge. Комплекс из двух зданий на 600 номеров стоит прямо у подъёмников, здесь же прокат оборудования, продуктовый и спортивный магазин. Но большинство отдыхающих предпочитают жить в коттеджах выше по склону. В Хемседале такая же система "ski on - ski off", из отеля - сразу на горку, со склона - сразу в отель. Никаких автомобилей и "лыжных автобусов" :)
31 Окна моего номера выходили прямо на склон. Подъёмник в 50 метрах - это даже круче, чем пляж на таком же расстоянии :) Надел ботинки, защёлкнул лыжи и вперёд!
32 В реальности, оборудование никто не хранит в номере, для этого есть специальная удобная комната.
33 А для ботинок - специальные ячейки для просушки. Всё закрывается на замок и открвыается магнитным ключом от номера.
34 Наверное, это самый близкий к склону отель, который я когда-либо видел :) В Трюсиле он тоже выходит прямо на трассу, но чтобы подняться на вершину, сперва нужно сделать спуск по "детской" зелёной горке, а потом дойти до "взрослого" подъёмника. В Хемседале есть выход сразу на скоростной лифт.
35 В отеле есть не только обычные номера, но и апартаменты : это как огромные квартиры вплоть до 5 комнат, с собственной кухней. Их арендуют сразу на семью или едут отдыхать сразу двумя семьями, берут с собой друзей. Кто-то не хочет всё время переобуваться и хранит ботинки в коридоре, а по дому ходят в носках. Удобно :)
36 В этом же здании отличный магазин оборудования. Лыжи и ботинки очень красивые!
37 Тут же полноценный супермаркет, можно готовить в апартаментах.
38 Бассейна и спа, к сожалению, нет, зато имеется скалодром высотой в четыре этажа.
39 В Хемседале меньше трасс, зато они длиннее и выше.
Можно забраться на вершину Тоттена, самой высокой из трёх гор, и спуститься вниз по "любительской" зелёной трассе. Как я уже писал выше, это одна из отличительных черт именно норвежских курортов, длинные трассы даже для начинающих райдеров.
40 Ну а мне не хватило нескольких дней и занятий, чтобы быть уверенным в себе, так что катался я по-преженму на самых коротких дистанциях, на карте выше это трасса №41. И скажу честно, второй раз было труднее, чем в первый. Во-первых, рядом не было Эрика, с инструктором всегда проще, во-вторых - погода оказала своё влияние, шёл сильный снег, а катание в метель - удовольствие ниже среднего, хотя кто-то любит. В-третьих, в прокате мне сначала дали лыжи на размер больше и это сказалось на управляемости. Поменял - стало намного лучше. Так что, хорошенько запоминайте, а лучше записывайте те размеры лыж, ботинок, палок и шлема, которые вам подходят. В будущем пригодится, ибо "на глаз" все сотрудники проката меряют по-разному.
41 Дальше будут красивые картинки со склонов, наслаждайтесь! :)
42 Орлята учатся падать :) Возвращаясь к заголовку, от которого у вас наверняка бомбануло, хочу сказать что для меня лыжи действительно оказались намного круче борда, и стоит помнить - это мой личный блог, где я высказываю собственное мнение, рассказываю про свой опыт и никого не учу жить.
43 В Скандинавии дико популярны бугельные подъёмники, хотя кажется в других странах их стараются не использовать. Норвежцы сознательно строят преимущественно бугели и "кресла", и оказалось, это удобно.
44 В отличие от канатных дорог с гондолами, здесь не нужно постоянно снимать и надевать лыжи. Помните про концепцию "из отеля - на склон", и что даже поесть в некоторых ресторанах можно прямо в лыжах!
45 Лыжникам такая система действительно по вкусу, а вот бордерам всё равно приходится "отстёгивать" одну ногу.
46 Те самые домики, о которых я писал выше. Коттеджи на любое количество народа, с небольшими квартирами для пар или огромными виллами до 25 человек. У всех есть прямой выход на склон.
47 Какая красота! В следующий раз хочу в коттедж!
48 Всего в Хемседале 50 трасс, из них 22 зелёные, 13 синие, 10 красные и 5 чёрные. Самая длинная трасса - 6 километров.
49 Те, кто чувствует себя совсем уверенно на одной или двух досках, могут забить на трассы и просто фрирайдить.
50 А если ни лыжи ни доска не "зашли" - так бывает. Есть и другие развлечения, например снегоходы, санки, собачьи упряжки...
51 Так что, даже если в компании кто-то не катается, скучать в Норвегии не придётся!
52 Если пост понравился и был полезен - ставьте "палец вверх" и пишите комментарий :) И приходите завтра в 10 утра - расскажу (уже без лыж) - как они там выживают зимой.