“Бедненько, но чистенько” - говорят туристы. Если прилетать в Лаос из соседней страны, он сразу покажется Европой. Так же, как приезжать в Беларусь из России.
Давайте посмотрим на столицу страны, так не похжую на соседей, которая до сих пор всмоминает Советский союз.
Я возвращаюсь в юго-восточную Азию после небольшого перерыва. Осталось рассказать про две страны, о которых вы ничего не знаете.
1 На центральных улицах и площадях Вьентьяна ни души. Непозволительная для Азии безлюдность. Все или на работе, или дома сидят.
2 Архитектура здесь особенная, но в ней легко угадываются административные здания. Перед ними тоже ни души.
3 Ходишь по совершенно пустым паркам и аллеям и не веришь в реальность происходящего. Ещё вчера был шумный, броуновский, загазованный Вьетнам, а здесь - прям Европа. Или Беларусь. В центре такая чистота, что вместе с гигантскими пустыми площадями и совдеповскими строениями всё напоминало нашу соседнюю республику.
Столица Лаоса - одно из самых дорогих и сложных азиатских направлений. Прямых рейсов сюда нет, а рейсы пересадкой от 35 тысяч рублей. И не забывайте, что плюс-минус два дня могут дать дикую разницу в цене. В конце поста будет календарь лучших цен для полётов в эту страну!
4 Площадь перед военным музеем заполнена советской техникой: советские самолёты АН-2, вертолёты Ми-17, танки, БМП и другие машины, которыми СССР поддерживала маленький Лаос.
5 Если бы не эта помощь, возможно, сегодня страна бы не существовала.
6 На заднем дворе того же музея тоже стоит техника. Но ржавая, поломанная и искорёженная. Всю эту рухлядь давно бы сдать на металлолом, но тоже памятник. Эти машины принадлежали армии США: во время Вьетнамской войны американцы прошлись и по Лаосу, устраивали бомбардировки деревень, а извинились только сейчас. Накануне моего приезда в стране был с визитом Барак Обама, который выделил 90 миллионов долларов на помощь в утилизации неразорвавшихся бомб. Возможно, лаосцы после таких извинений уберут эти железяки или восстановят их.
7 Другое любопытное здание - музей местного КГБ, Лаосской службы безопасности. Чудесная надпись, которую не знаю, как правильнее перевести на русский язык.
8 Сам музей внутри тоже ничего интересного не представляет, но на постаментах перед ним выстроились в ряд другие русские машины: здесь и знаменитый пожарный ЗИЛ, и вездеход ГАЗ-66, и вечнозелёный военный УАЗик, и канареенчая милицейская “Копейка”. Да у нас с этими ребятами одни детские воспоминания!
9 В наследство от Советского союза в Лаосе осталось почитание людей в форме, они не наёмные служащие на благо народа, а отдельная каста, которая стоит выше, чем сам народ.
10 Полицейские ничуть не стесняются брать мзду, делают это почти в открытую, и любого наказания можно избежать, если заплатишь.
11 Про русский Лаос мы ещё поговорим, он вобрал немного из нашего менталитета. Но не только из нашего. Названия улиц продублированы на французском, и только на нём. Тоже наследство.
12 Каждое утро улицы наполняются запахами свежего хлеба. Каждый прохожий вооружается багетом и тащит его под мышкой, словно прирождённый француз.
13 В азиатских странах не едят привычный нам хлеб, но лаосцы так привыкли к багетам во время французского господства над Индокитаем, что теперь и дня без него прожить не могут!
14 То же самое с вафлями. Вот уж - удивительное рядом!
15 Лаос, когда-то большая и могучая, а сегодня маленькая и небогатая страна, активно налаживает международные связи, не стесняется просить помощи у других государств, и активно впитывает в себя другие культуры. Недавно по всей столице стали открываться караоке и корейские барбекю, никак в Сеуле подсмотрели. Лаос собирает гранты по всему миру, а богатые страны не стесняются и дают. Новый аэропорт строят японцы, а главную площадь приводили в порядок китайцы. С миру по нитке.
16 А систему парковки они вообще импортировали из Израиля, только в этих двух странах я видел такое удобное цветовое деление бордюров/поребриков.
17 Бывает, посмотришь - ну Азия-Азией. Повертишь головой, и наваждение проходит. Кроме нависших туч из проводов с соседями общего мало. Даже дорожное движение здесь правостороннее, хотя Таиланд совсем рядом, через речку. Но праворульные машины никто не импортирует, запрещено.
18 Это был ещё один звонкий международный проект,но провалился. Построили деревню элитной недвижимости, но что-то пошло не так, теперь площади пустуют.
19 Многоквартирный дом.
20 Даже столица, Вьетнтьян, отдаёт чем-то провинциальным, очень маленький и тихий городок, а Лаос - бедная страна с не очень высоким уровнем жизни. Но машины у них - куда как покруче, чем во Вьетнаме и Таиланде.
21 Почти все новые, нет рухляди, и очень много дорогих европейских тачек.
22 В Азии понимаешь, чем беднее страна - тем дороже машины на дорогах.
23 А вот общественный транспорт, например. Это маршрутка.
24 Со срачем тоже не всё просто. Он есть, и как бы его нет. Встречаются локальные свалки, но мусор там аккуратно собран по пакетам. А вот вывезти его - дорого и невыгодно, городской службы утилизации отходов нет, люди должны делать это за свой счёт, а вывозить чужое никто не хочет. Вот и таскают мешки с одной улицы на другую.
25 В целом, лаосцы весьма чистоплотны. Они считают вьетнамцев свиньями и грязнулями, а уж те далеко не самые засранцы в Азии.
26 Но ежели внешне Лаос ещё можно иногда перепутать с другим континентом, то по менталитету они - натуральные азиаты. Очень ленивые, и если можно ничего не делать - они будутцелыми днями валяться под зонтиком.
27 Вы не задумывались, почему ваши футболки сделаны во Вьетнаме, Бангладеш, Таиланде и Шри Ланке, а в Лаосе - нет?
28 Хотел купить такую, но мне потом ещё лететь….
29 Лаосцы патриотичны. Они носят спортивные костюмы с символикой своей страны.
30 И не стесняются сами покупать сувениры для туристов.
31 Вьентьян, возможно, единственный город на земле, где запрещено курение. Если это сделает иностранец, возможно, ему ничего не будет, но к местным закон строг.
32 У лаосцев курение вообще не сильно в моде, так что они легко обходятся без табака.
33 Кафе из старого “Жука”. Их здесь немало катается по улицам, иногда даже кажется, что очутился в Мексике. Вот ещё одна страна, на которую похож Лаос.
34 Любая городская поверхность должна содержать рекламу. Если рекламы нет, лавочки поставили зря.
35 Табличка с указателем на туалет на самом деле - реклама оператора.
36 Рекламу можно увидеть на самых неожиданных предметах.
37 Я не мог пройти мимо арки Патусай, главной достопримечательности и символа города. Во-первых, арка красивая.
38 Но главное - история, которую мне про неё рассказали. После конфликта с амерканцами, те прислали в Лаос денег: то ли на разминирование, то ли для строительства аэродрома. Лаосцы деньги получили, но решили потратить их по своему усмотрению, и отгрохали монументальное сооружение, в честь получения независимости от Франции. И американцам нос утёрли.
39 Внутрь Патусая можно подняться, на крыше есть смотровая площадка. А на промежуточных этажах торгуют сувенирами, и всё это напоминает советский универмаг.
40 Флаг с серпом и молотом до сих пор используется официально.
41
42 Да, так они и послушались!
43 Арка кажется очень старой, но ей всего около сорока лет.
44 С крыши видно весь Вьентьян.
45 Смотреть особенно не на что, город сверху не интересный. И как уже говорил, очень маленький.
46 Почти весь одноэтажный, современные здания только строятся.
47 Граница с Таиландом проходит по реке. Если посмотрите на карту Лаоса, удивитесь, в какой же жопе относительно всей территории находится его столица.
48 Набережная - любимое место для тусовок молодёжи.
49 Лаосские девочки.
50 Ресторан с видом на заграницу.
51 Таиланд так близко, что многие ездят туда за покупками. Товары дешевле и качественнее, чем дома.
52 Гулял вечером, и оказался на фестивале уличных танцев. Очень круто организованное мероприятие, которого никак не ждёшь в такой глуши.
53 С серьёзныи спонсорами, вроде Кока-колы и мороженого Магнум, их раздавали всем желающим. С лавочками ремесленников, ретро-тачками и мастерами татуировки.
54 Это напомнило, что Вьентьян всё-таки столица страны, хоть такой совсем не ощущается.
55 Древняя ступа, внутри которой спит дракон-защитник.
56 Лаос - ещё одна страна, куда я советую ехать поскорее, пока она не так избалована туристами и международными компаниями, скоро всё изменится.