Пока российские города избавляются от трамваев, в далёкой Азии воскрешают трамвайное движение. В Янгоне, крупнейшем городе Мьянмы, спустя столетие снова открыли трамвайную линию.
Правда, что-то пошло не так...
1 Сто лет назад, во времена британского владения Бирмой, по Рангуну уже ходил трамвай. В лучшие годы трамвайный парк насчитывал 77 вагонов. Потом случилась Вторая мировая война, когда трамвай перестал ходить, да после войны так и не “очухался”. После обретения независимости, бирманское правительство посчитало электротранспорт ненужным излишеством.
2 Уже в наше время власти Янгона продолжили вдоль прибрежной улицы Стрэнд-роуд железную дорогу, предназначенную для вывоза грузов из речного порта. Но грузы вывозили ночью, а днём колея простаивала. Тогда решили запустить что-то, что могло бы перевозить пассажиров, и хоть немного разгрузить переполненные транспортом янгонские улицы. Так появилась “городская электричка”: обычный поезд, сновавший туда-сюда по набережной.
Возможно, янгонцев пугал внешний вид этого транспортного средства - мало кто останется равнодушным, видя, как мимо него с грохотом и звоном мчится, качаясь в разные стороны на рельсах, одинокий обшарпанный вагон. Янгонцы считали его «бешеным» и старались держаться от него подальше. Впрочем, основной причиной все-таки, видимо, стал консерватизм жителей города - они привыкли ездить на автобусе, и выбор новых средств передвижения нарушал привычный и устоявшийся порядок вещей в их жизни. - пишет Пётр Козьма, живущий в Мьянме.
3 Несмотря на провал с “набережной электричкой”, городские власти упорно продолжали начатое, и в начале 2016 года торжественно запустили трамвайный маршрут, теперь уже настоящий! Они купили видавший виды трамвай пятидесятых годов, раньше ходивший в японском городе Хиросима, отреставрировали его, и пустили по свежеуложенным узкоколейным рельсам вдоль Стрэнд-роуд.
4 Прилетев в Янгон, я первым делом отправился смотреть на воскресший чудо-трамвай, и не нашёл его на линии. Два голубых вагона стояли, не качаясь, в тупике под навесом.
5 После японцев даже не стали отрывать наклейки, пусть будут.
6 Несмотря на почтенный возраст, трамвай выглядит потрясающе. Настоящий транспортный прорыв в задыхающемся от чада древних двигателей города!
7 Двери одного из вагонов были открыты, я смело залез внутрь.
8 По салону ходил одинокий мужик в юбке, и старательно драил пол трамвая. На меня он не обращал внимания.
9 Убирает после рейса, подумал я. А кто, интересно, ездит в трамвае с кокосами?
10 На панели управления, рядом с аккуратными японскими табличками, появились кривые надписи маркером, причём на английском. Кажется, я уже знаю, как управлять этим трамваем!
11 Бирманцы не убрали даже схему маршрута по Хиросиме. От лени, что ли?
12 В салоне висит расписание. Из него я узнал, что трамвай ходит дважды в день, по кругу, и оба раза утром. Какой смысл в таком графике работы, понять сложно. Но для начала, и так неплохо: его ведь запустили этой зимой, после 70-летнего перерыва.
13 Вернувшись утром, чтобы проехать на странном трамвае по этому странному городу, я обнаружил вагон в том же месте, где и вчера. Пантограф был опущен, дверь закрыта, кокосы унесли. “Не пригодиллось” - только и вспомнился старый анекдот про эстонца. Новый транспорт в Янгоне не прижился.
14 Пошёл по рельсам назад. На остановке уснул алкаш. Трамвая он так и не дождался.
Кстати, слетать
в Бирму зимой дешевле, чем кажется. Смотрите сами, есть доступные билеты с удобной стыковкой без виз.