Сегодня я
показывал, как евреи вспоминают жертв нацизма, и многие писали “вот бы нам такое”. Так разве кто-то мешает? Подвижки есть, мне очень нравится акция “Бессмертный полк”. Но в масштабах России это немного.
В эти дни я нахожусь в Израиле, и снимаю фотоистории про войну. А сейчас услышал про инициативу религиозных евреев, которые хотят сделать Девятое мая иудейским праздником.
Инициатива исходит от российских евреев, которые хотят внести День Победы в иудейский религиозный календарь под названием "День Спасения и Освобождения". 9 мая 1945 года по еврейскому календарю выпал на день 26-е число месяца ияра. И ежегодно иудеям всего мира предлагается в этот день молиться за павших воинов, а также благодарить Вс-вышнего, что он спас их от полного физического уничтожения, ведь у фашистов были все шансы претворить эту задумку в жизнь. С таким предложением вышел российский меценат Герман Захарьяев, он же двигает эту идею в "широкие еврейские массы". Кстати, большинство раввинов уже подписались в пользу этой инициативы, осталось только пройти Кнессет - израильскую "Госдуму".
Штука в том, что еврейский религиозный календарь - это практически навсегда. Там есть даты и праздники, которым почти 4 тысячи лет. Поэтому, если День победы войдет все же войдет в него (а сейчас раввины со всего мира обсуждают, как и в каком виде, с какими обычаями), то можно с уверенностью сказать, что подвиг советских солдат, остановивших фашизм, останется жить навсегда, потому что евреи очень бережно относятся к исторической памяти и свято ее чтят, каждый год вспоминают все важные события так, в таких деталях, как если бы они происходили вчера.
Ветеранов, свидетелей тех событий, становится все меньше и меньше. Скоро их не будет совсем. Сегодня в российских школах сегодня получают не то воспитание и не то отношение к войне, к подвигу солдат, какое получало даже мое поколение. Историческая наука же, как мы знаем - подстилка, ее можно крутить и так и эдак. Так что самая прочная система памяти - религиозная.
Кстати, многие не знают, но в рядах Красной Армии воевало около 500 тысяч евреев ( 550 тысяч - в американской) . И воевали неплохо: около 150 Геров Советского Союза были еврейского происхождения. Так что рассказы о том, что все евреи отсиживались в Ташкенте не более, чем антисемитская байка.
Павшие воины заслуживают того, чтобы по ним читали кадиш, поминальную молитву, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Если бы не они, я бы не писал этот текст, а вы бы его не читали.
В нашей стране этот великий день, к сожалению, всё больше напоминает фарс: георгевские ленточки на сосисках и крабовых палочках, напивающееся до потери памяти быдло…День Победы заслуживает гораздо более трепетного и уважительного отношения, он не должен превращаться в попойку. Я не религиозный человек, но мне нравится идея того, чтобы придать празднику такой статус. Может, стоит подумать, чтобы сделать что-то подобное и у нас?
Кстати, это не единственное, как здесь собираются увековечить память о той войне. В израильской Латруне сейчас строится прекрасный
Музей еврейского воина Второй мировой войны - организаторы обещают, что это будет грандиозный мультимедийный проект. Самый большой зал в нем будет отведен Великой Отечественной. Даже после череды собственных войн израильтяне с таким почетом и трепетом относятся к памяти о Великой Отечественной войне.