(no subject)

Aug 16, 2011 01:47

 Сегодня утром во френдленте два раза видела пост "Как фотографировать людей на улице" и он оставил очень неприятный осадок. А вечером, перечитывая "Бессмертие" Кундеры наткнулась на отрывок:
  "В середине журнала был репортаж о катас­трофе, происшедшей во время воздушного парада: в толпу зрителей рухнул горящий самолет. Фото­графии были большие, каждая из них помещалась на развороте журнала, и на них были запечатлены люди, в ужасе разбегающиеся во все стороны, обго­релые одежды, обожженная кожа, пламя, взметающе­еся с тел; не в силах оторвать взгляда, Аньес думала о том, какую дикую радость должен был испытывать фотограф, скучавший во время банального зрелища и вдруг узревший, как в образе пылающего самолета падает к нему с неба удача.
Она перевернула две-три страницы и увидела обнаженных людей на пляже, большой заголовок «Каникулы в фотографиях, которых вы не найдете в альбоме Букингема» и краткий текст с заключи­тельной фразой: «...и там был фотограф, так что из-за своих связей принцесса снова окажется в цент­ре внимания». И там был фотограф. Везде - фото­граф. Фотограф, спрятанный за кустом. Фотограф, переодетый в хромого нищего. Повсюду всевидящее око. Повсюду объектив...
...Она думала о сестре английской королевы и по­вторяла про себя: сегодня Божье око заменено ка­мерой. Око одного заменено глазами всех. Жизнь превратилась в один-единственный «партуз», как на­зывают во Франции оргии, в «партуз», в котором все принимают участие. Все могут лицезреть обна­женную английскую принцессу, празднующую на суб-тропическом пляже день рождения. Камера лишь на первый взгляд проявляет интерес исключительно к знаменитостям, но достаточно, чтобы неподалеку от вас рухнул самолет, с вашей рубашки взметнулось пламя, как вы враз становитесь тоже знаменитым и вовлеченным во всеохватный «партуз», не имеющий ничего общего с наслаждением и торжественно опо­вещающий всех, что им некуда спрятаться и что любой отдан на произвол любому.
Однажды у нее было свидание с одним человеком, но в минуту, когда в вестибюле большого отеля она поцеловала его, перед ней неожиданно возник паренек с бородкой, в джинсах, кожаной куртке и с пятью сум­ками, висевшими на шее и на плечах. Присев, он при­ставил к глазу фотоаппарат. Она замахала рукой перед лицом, но парень смеялся, бормотал что-то на сквер­ном английском, отпрыгивал от нее назад, как блоха, и щелкал затвором. Ничего не значащий эпизод: в отеле происходил какой-то конгресс, и был нанят фотограф, затем чтобы собравшиеся здесь со всего мира ученые могли завтра же купить на память свои фотографии. Но Аньес была невыносима мысль, что где-то останет­ся документ, свидетельствующий о ее связи с челове­ком, с которым она здесь встретилась; на следующий день она вернулась в гостиницу, скупила все фотогра­фии (на них она стояла рядом с мужчиной, закрывая рукой лицо) и попыталась заполучить даже негативы, но они, сданные в архив предприятия, были уже недо­ступны. И хотя Аньес не угрожала никакая опасность, в ней осталась горечь, что одна секунда ее жизни, вместо того чтобы превратиться в ничто, как это про­исходит со всеми остальными секундами жизни, будет выхвачена из бега времени и, если однажды какой-ни­будь идиотской случайности заблагорассудится, ожи­вет, как плохо погребенный покойник."

личное, мысли

Previous post Next post
Up