Жесткая посадка

Oct 24, 2014 14:25

4 декабря 2010 года с утра я собирался в рабочую командировку в Дагестан с коллегой. По утреннему снежку мы добрались до Внуково на аэроэкспрессе, где нас ждал ТУ-154 с командиром экипажа З.Закаржаевым. Странности начались уже со стойки регистрации, где стояла огромная очередь из, примерно, 50 человек траурной процессии. Мужчины в черном и с головными уборами произносили молитвы прямо в зале ожидания, а женщины в платках проливали слезы и причитали. Впоследствии я узнал, что эти люди сдают гроб с телом в багажное отделение. Везли хоронить на родину. Зрелище не очень воодушевляло, т.к. лететь мы все должны были одним рейсом. Пройдя все процедуры мы спустились в зону вылета, подождали автобус ,погрузились в него и доехали до трапов. Тут то и началось то, чего ни до ни после не случалось с нами в полетах. Установили 2 трапа- спереди и сзади. Спереди- для пассажиров, а сзади, как и положено, технический. Люди начали ломиться в самолет по 2, 3 человека на ступеньку невзирая на призывы стюардессы подниматься по одному. Все спешили занять места как в автобусе. Особо хитрые начали штурмовать технический трап и оттолкнув недоумевающую стюардессу пошли в самолет через кухню. Дождавшись, пока все угомонятся мы с Катей тоже пошли к своим местам, которые, к нашему изумлению оказались заняты. Их заняли какие то мужики, которых я, после пятиминутного диалога типа:
-По билетам это наши места
-Эээ, там нормальный мэста есть, туда садись
- Я еще раз повторяю, что вы не должны сидеть на чужих местах
- Да какой разница, слющай?
... и так далее, все же прогнал. Но было очевидно, что все садились как им нравится.
Заняв свои места и выслушав стандартный инструктаж мы обнаружили, что кресла наши качаются как на убитой шохе, а ремни безопасности вообще не работают, и давно, судя по всему. Самолет в принципе был довольно в убогом состоянии, приблизительно как маршрутные газели где-нибудь в Капотне.
Но, работа есть работа: ждем полета в солнечную Махачкалу.Разогнавшись с треском начали набирать высоту, прошло немного времени и начались проблемы. Было понятно по шуму, что какие то проблемы с двигателями. На короткий промежуток погасло освещение салона. Что то было не так. Стюардессы-милые девушки делали все, чему их учили, чтобы поддерживать порядок на этом корыте, но от них мало что зависело. Люди лезли с вопросами, шумели и галдели.На высоте почти 10000 м, когда казалось уже, что все нормально вдруг настала тишина. Двигатели не работали. Самолет начал снижаться и разворачиваться в режиме планирования. Позже какой то из двигателей все же заработал, но этого, видимо, было недостаточно. Курс держали уже не на юг, а в Домодедово, чтобы попробовать сесть. Снижение происходило довольно быстро и нас предупредили, что посадка будет жесткой. И она была реально жесткой. Когда мы ударились о посадочную полосу, левое крыло коснулось бетона и появился дым, дальше мы продолжали движение уже не по бетону, а по грунту. Шасси мгновенно обломилось и самолет полз по полю на огромной скорости на брюхе. Жутко трясло, люди метались по салону как крупа в банке, орали и плакали, молились во все горло. Самолет, срезав немало деревьев и пропахав первый снег со всего ходу врезался в небольшой холм. Удар был настолько сильным, что фюзеляж, крылья, остатки шасси и хвостовое оперение отделились друг от друга. В бизнес классе был фарш. Погибшие и большинство тяжело раненых было спереди (наши места были в хвосте). Дело осложнялось еще тем, что все вокруг было в керосине. Когда запахло топливом, я подозревал, что придется быть зажаренным. Но снежок спас тогда большинство людей. Хотя от авиационного керосина ожоги были тоже ужасные у многих людей. Нужно было выходить из салона. Все ломанулись вперед (было бы так при посадке на борт). Я же пошел открывать заднюю дверь. Хвост машины висел в воздухе и нужно было прыгать прямо в керосиновое озеро. Я спрыгнул, вытащил Катю, которая была в шоке и оттащил ее на безопасное расстояние. Далее с парой-тройкой уцелевших мужиков мы начали снимать детишек и всех, кто мог подойти самостоятельно к двери. Ни пожарной машины, ни скорой... Спецтехника подошла минут через 10 или 15. Было море крови, много раненых и тяжело раненых. Стюардессы тоже были в панике и шоке.Некоторые дети, родителей которых зажало в салоне стояли или сидели в крови и слезах. Всего летело около 160 человек, из которых половина получили повреждения той или иной степени тяжести. Шарфик, который Катя сняла с себя и надела на несчастную маленькую заплаканную девочку до сих пор вспоминается мне.


Позже приехал один автобус, в котором мы ждали стоя около часа, пока нас доставят в аэропорт. В аэропорту мы сидели в какой то зоне со столиками, спустя еще час принесли чай. Раненых попросили отметиться (мы уцелели и не стали отмечаться). Приехала пресса, взяли несколько интервью. В общем, спустя еще какое то время мы, по советам сотрудников аэропорта, поехали обратно во Внуково на общественном транспорте, чтобы зафиксировать все и написать нужные заявления в офисе авиакомпании. Ведь была угроза жизни, были утеряны вещи, испорчено имущество, потеряно время, куплены билеты, а впоследствии у коллеги развилась нехилая аэрофобия. Если коротко, то после всех бюрократических проволочек нам посоветовали радоваться, что остались живы и не переживать по поводу бренного имущества. Поехали домой. Оборванные, пахнущие керосином и печальные. Люди смотрели как на бомжей и шарахались в метро. Было неприятно.
Потом 2 года шло следствие, приходили письма от Следственного Комитета на транспорте. Вызывали подписывать следственные документы и для ознакомления с ходом следствия. Сейчас не могу публиковать документы, но вину свалили на экипаж. Т.е. "человеческий фактор, повлекший технические неисправности...". Вообще там много пунктов. Не совсем согласен с вердиктом, да это не главное. Авиакомпании этой ныне не существует, выяснять отношения не с кем, да и некогда. В общем, такая вот история.

Авиация, происшествия

Previous post Next post
Up