То, что из Скопье в Белград надо ехать на поезде было решено изначально. Автобус уж слишком банален; про самолет мысль возникала, но так несерьезно.
За билетами на ж.д. вокзал Скопье пришли в среду. Вокзал такой то-ли полуразрушенный, то-ли полупостроенный, короче, в стадии ремонта (как и многое в Скопье). Не без труда нашли вход с улицы, и также, не без труда - кассы (не то, что их найти трудно, просто они на кассы столичного вокзала не очень похожи). Спрашиваем у дядьки в кассе: "Можно билеты до Београду?". "Денес?". "Не, петак". "Петак дойдат и купат". Ок, придем в пятницу. Уточнив в расписании, что нужный нам Салоники - Белград отправляется из Скопье в 8:40.
Пригородная электричка на вокзале Скопье
В пятницу часа за 1,5 до поезда были снова на вокзале. Тот же дядька в кассе отправил нас к тетке в соседнем окне, которая выдала нам 2 билета 2-го класса до Белграда по 1424 денара (23 евро) за штуку. Самое интересное, что билеты с открытой датой и проехать по ним можно в течении двух недель со дня покупки, т.е. купив их в среду, мы спокойно могли ехать по ним в пятницу. Дядька, по ходу, просто продавать их не умеет:d
На автостанции, которая, к слову, является полной противоположностью ж.д. вокзалу и "оснащена" различными киосками, кафе, меняльной канторой и т.п. и даже охраной, позавтракали и обменяли македонские денары на сербские динары. За полчаса до отправления поднялись на перрон, у которого уже стоял наш поезд.
Вагон 2-го класса поезда Скопье - Белград
Не знаю, сколько вагонов было в этом поезде при отправлении из Салоник, но из Скопье он отправлялся составом из двух вагонов. Наш второклассный вагон состоял из шестиместных сидячих купе, которые путем нехитрых манипуляций можно превратить в трех- или двухместные лежачие. Т.к. места нерезервированные, то занимать можно любые свободные, кроме одного купе посередине вагона, которое зарезервировано для полиции. До Сербии это купе пустовало, в дальнейшем в нем ехали то полицейские, то кондуктора. Курить можно прямо в вагоне.
Наверное, сразу после постройки, еще во времена "братства и единства" такие вагоны были верхом современности и комфорта. К настоящему времени вагон, конечно, изрядно поизносился.
Ровно по расписанию мы тронулись, кондуктор проверил билеты, и бодро проехав минут 30-40, поезд стал тормозить. Постояв минут 5 "в чистом поле", наш состав медленным ходом продвинулся еще несколько сот метров, чтобы надолго встать на станции Миладиновцы.
Причиной остановки стал небольшой пожар у путей, проехав мимо которого, наш локомотив сломался. Большая часть пассажиров поезда вышла на перрон, и расположившись в теньке, принялись есть-пить, играть в карты, умываться холодной водой из станционной колонки, в общем, заниматься всякими полезными делами, попутно обсуждая происшедшее. Из Скопье приехала пожарная машина и уточнив у пассажиров, станционных работников и поездной бригады направление, уехала. Затем приехало ж.д. начальство. Эти принялись фотографировать сломанный локомотив. Мы шутили, что сейчас поедут в депо, сверять по фотографиям, есть ли у них похожая машина для замены. Показался пожарный поезд, движущийся к месту пожара.
Электровоз на станции Миладиновцы Македонской ж.д.
Часа через 2 после остановки электровоз сербского производства был заменен на такого же "Кончара", но построенного в Загребе и синего цвета. Пожар к этому времени уже был потушен, пожарная машина, заехав еще раз на станцию, уехала, и наш поезд, покинув гостеприимные Миладиновцы двинулся дальше в сторону госграницы.
Хорватские вагоны на станции Табановцы Македонской ж.д.
На границе снова сменили локомотив, также поменялся кондуктор, который снова проверил билеты. За окном появились первые беженцы. После границы их стало намного больше, идущих как по полям, так чуть ли не прямо по рельсам. Пейзажи за окном специфические - мусульманские поселения чередуются с вытоптанными полянами, которые беженцы использовали в качестве стоянок. Следы от костров, кучи мусора. Если бы не попадающиеся иногда другие поля, то было бы совсем тоскливо.
Чем севернее, тем за окном все становится более зеленым и живописным. Скалы иногда подступают к самому ж.д. полотну, которое в такие моменты ныряет в тоннели, по самому длинному из которых мы ехали минут 5-7. На стенах появляются фанатские граффити, в подавляющем большинстве - Партизан и Звезда.
Кондуктора менялись еще несколько раз; самая длинная стоянка была в Нише.
По расписанию мы должны были быть в Белграде в 18:50. Стемнело; каждое поселение, расцвеченное огнями, воспринимается нами за пригород сербской столицы. Таких "пригородов" было энное количество. В Белград мы прибыли ровно в полночь.
На какое-то время желание пользоваться балканскими междугородними поездами слегка отпало, поэтому из Белграда в Нови-Сад поехали на автобусе. Но какой железнодорожник будет много ездить на автобусах? Никакой. И приехав в Нови-Сад, мы пошли на ж.д. вокзал и купили билеты на поезд до Будапешта.
У станции Нови-Сад Сербской ж.д.
Цена - 1465 динаров (12 евро) за один билет 2-го класса. При этом, у этих билетов срок действия не 2 недели, а месяц со дня покупки.
В Нови-Сад из Белграда фирменный "Иво Андрич" прибыл по расписанию, как и отправился в сторону Будапешта. В отличие от нашего прошлого поезда, здесь были не 6-ти местные купе, а более привычный для нас сидячий вагон. Кондиционер; курение в вагоне запрещено. Пассажиры: процентов 40 иностранные бэкпекеры типа нас, остальные - местные. В поезде Скопье - Белград расклад был примерно 80 на 20 в пользу местных. Ничего экстраординарного за дорогу не произошло, если не считать небольшого эпизода с нашими паспортами, когда сербский пограничник не мог въехать, почему они у нас разного цвета. "Стары.., новы..? В Унгарию виза трэба!". "Не, не трэба!". Унес оба, минут через 15 принес обратно. Венгерские пограничницы показывали наши паспорта друг другу и выяснив друг у друга же: "Латвиа? - Рига!", впустили нас на территорию своей страны.
Поменяв на границе локомотив и доцепив в голову состава еще вагонов 5, "Иво Андрич" прибыл на вокзал Келети города Будапешта минут на 15-20 позже графика.
Пассажирские составы у вокзала Келети