К истории еврейской философии, и до чего она дошла

Jul 19, 2024 13:38


Систематические философские построения начались у евреев в русле эллинистической мысли. Но о них философам еврейским средневековья известно не было, еврейско-эллинистические авторы, включая Филона Александрийского, стали известны евреям позже, из европейских источников.

Систематические философские построения средневековья начались у евреев в русле арабо-исламского подъёма.

С появлением ислама, начался активный перевод античных учёных на арабский. Евреи исламского мира восприняли античную учёность в арабских переводах, и с Саадии Гаона началась и философская традиция у евреев.



Халиф аль-Мамун основал в Багдаде "Байт аль-хи́кма" - Дом мудрости, в 820-е годы.

Аль-Мамун был родом из Персии, и Дом мудрости был создан в подражание старинной персидской академии Джундишапура.
То есть, в то время как в Европе, с утверждением христианства, были закрыты все философские школы в Афинах, в Багдаде же, и вообще на просторах исламских стран, был подъём античной учёности, включая философию.

Учёные, владевшие античной ученостью, были гонимы христианскими ортодоксами, при этом "еретические" направления христианства, такие как несторианство, нашли себе пристанище в исламских странах, и участвовали в переводах на арабский античных источников.

Ведущую роль в задействовании переводов сыграли мутазилиты, первая школа исламская в каламе (исламском философствовании), которая позже стала считаться еретической. Вы удивитесь, но в настоящее время последователями мутазилитов считают себя только те самые хуситы-зейдисты в Йемене.

Вершиной философии арабы считали Платона и Аристотеля, а последующие философы - философы упадка. Вершина Платона -  в морально-политическом плане. Кстати, и аятолла Хомейни в письме к Горбачёву, призывал его обратиться к философии античности в исламской подаче, а "стражи исламской революции", похоже, перекликаются со "стражами" Платона.

Аристотель же, - вершина философских доказательств, в том числе Единства и нематериальности Единого. А также абсурд представления об актуальной, одновременной бесконечности. Ведь в наше время, с подачи Эйнштейна, мы знаем, что сама одновременность, - весьма относительна. Ну и отсутствие пустоты, ведь в наше время мы знаем, что электро-магнитное поле, к примеру, вездесуще.

Вершиной арабской философии был ибн Рушд-Аверроэс, а после пошёл спад глубокий, приведший к отставанию кардинальному от просвещённой уже Европы.

«Я вижу поколение, что в мастерской науки

Не просверлило щелочки, хотя бы невзначай.»

(Джами)

Единство и нематериальность Единого не мешало поначалу исламским доктринам, и Аристотель был воспринят на ура исламскими философами.

И уже от арабских философов Аристотель вернулся в средневековую Европу, которая в страхе смотрела на подъём ислама, и страх этот, видимо, и подвиг христианских богословов вооружиться Аристотелем.

Но, материальность христианского Бога никуда не делась, и вся последующая европейская философия находится в когнитивном диссонансе между нематериальностью Единого по Аристотелю и материальностью Ешу. Шла постоянная попытка совместить несовместимое, Аристотеля с противопоказанным Аристотелем тварным Ешу. Закручиваются разные ну очень хитроумные схемы, но когнитивный диссонанс никуда не девается, и в результате, европейская философия не может достигнуть древнего Аристотеля, христианские догмы не дают прямо или уже косвенно, по инерции, даже и у нерелигиозных европейцев.

А что у нас, евреев?

Средневековые евреи, жившие в исламских странах, владея арабским, черпали Аристотеля, и могли, как Рамбам, доказывать философски нематериальность Единого, опираясь на доказательства Аристотеля, и утвердить это мнение среди евреев.

Евреи же европейские, не владеющие арабским, так же как и другие европейцы, были отделены от Аристотеля и в философском плане были тоже на низком уровне. И смогли почерпнуть в конце концов доказательства философские от Рамбама в переводе с арабского на иврит.

Но отрыв от Аристотеля у евреев даром не прошёл, и представления о материальности Единого вылезли в пантеистических представлениях Каббалы. Цимцум - самое наглядное доказательство об этой безотрадной пантеистичности, с "сокращением Бога", при том что сокращаться может только имеющее протяженность, то есть, материальное.

Рамбам называл представление о материальности Единого, - пагубней формального идолопоклонства, хотя материальность Бога это и есть суть идолопоклонства.

У нас же каббализм считается признаком хорошего тона и чуть ли не вершиной.

Еврейская философия

Previous post
Up