Формулировка национальной миссии как социальная задача религии
«Реэ», четвертый недельный раздел книги Второзаконие, уделяет значительное место централизации религиозной жизни еврейского народа. «Но только к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы водворить там имя Свое - к тому обиталищу Его обращайтесь и туда приходите» (Втор. 12:5).
После Исхода из Египта, да и в Стране Израиля, каждое колено жило отдельной жизнью и собственными устремлениями, со своим судом, своей внутренней властью. У них было общее происхождение и общая память о прошлом - религия же давала им общие совместные устремления к будущему, и именно этим соединяла их в единое целое.
Роль религии в обществе отнюдь не ограничивается служением Богу или связью с высшими мирами. Ее центральная социальная задача - дать обществу общие устремления и этим создать "единство миссии".
У национального организма могут быть два уровня ощущения единства. Базовое чувство, без которого вообще нет народа - это чувство общей судьбы, общей участи, устойчивое в поколениях. Но это лишь низший уровень национального единства. Его более высокий уровень - это чувство единства миссии. Лишь народы, имеющие такое чувство, становятся сильными и активными, образуют государства, влияют не только на собственную судьбу, но и на окружающий мир. В формализации этой миссии и состоит социальная функция религии: дать осознание идеалов, целей и стратегии национального развития. Именно это в древности объединило еврейский народ и стало главной задачей Храма как общего религиозного центра для разных колен.
Фактически такая же проблема стоит перед Государством Израиля сегодня. У нас нет двенадцати колен, как было при выходе из Египта, но в народе есть совершенно разные группы: есть выходцы из разных стран, ашкеназы и сефарды, "русские" и "марроканцы", есть харедим и вязаные кипы, есть нерелигиозные и частично религиозные - и различные группы обладают разной ментальностью и несходством в восприятии жизни. Поэтому главный вопрос нашего единства и выживания как народа состоит в том, есть ли у нас общая базовая система ценностей и устремлений, при неизбежной разнице взглядов на тактические детали.
Эффективное функционирование общества обеспечивается только едиными стратегическими целями и устремлениями - и именно религия обязана сформулировать их. Этот свой главный потенциал иудаизм сегодня отнюдь еще не реализует. Модернизация иудаизма в этом направлении должна быть одной из основных забот религиозного сообщества в Израиле. В соответствии с тем, как мы справимся с этой задачей, иудаизм сможет или не сможет быть основой нашего дальнейшего успешного развития.
ejwiki-books.com