Nov 21, 2012 00:32
Насколько я вижу, в Маханаиме уже давно обсуждается тема "Израиль и народы". Хотелось бы высказать некоторые мысли по сей проблеме.
Традиционно отношения между Израилем и народами рассматривались в контексте двух теология - исключения и замещения. В еврейской традиции доминирует первая теология. Обетования Израилю не относятся к народам мира, только Израиль может общаться с Господом. Наиболее радикальных форм эта теология достигает у Галеви или в "Тании". Напротив, христианство и ислам исповедуют "теологию замещения", считаю, что их собственные общины заместили Израиль и все Божественные обетования относятся к ним. По отношению к другим конфессия они собственно исповедуют ту же "теологию исключения".
Не так давно появилось движений бней-ноах, однако его успехи пока минимальны. Дело в том, что его участники ухитрились применить к себе "теологию исключения" - будучи по своим убеждениям иудеями, они смотрят на себя глазами раввинов, придерживающихся той самой "теологии исключения". Из этого вытекает вопрос - зачем бней Ноах читать Танах, если он не имеет к ним отношению и по некоторые мнениям им его и изучать нельзя? Разумеется, при таком раскладе самое разумное для бней Ноах - принять иудаизм, что наиболее последовательные из них и делают.
Так разве нет выхода из ловушки этих противоречащих теологий? На мой взгляд есть. Это старое различение Израиля по плоти и Израиля по духу. Израиль в узком понимании - еврейский народ и все материальные обетования относятся к еврейскому народу. Израиль по духу - все почитатели Всевышнего и все духовные обетования относятся к ним. Здесь только не нужно повторять ошибку многих конфессий, которые идентифицировали Израиль по духу с членами собственной секты и считали Израиль по плоти уже не нужным. Еврейский народ есть материальный носитель духовной традиции, которая включает в себя представителей многих народов - духовный Израиль. Таким образом, даже грешный еврей "виртуально" принадлежит к духовному Израилю, в то время как народы присоединяются к нему в силу собственных духовных заслуг и достижений. Таким образом, предложенная модель снимает крайности "теологии исключения" и "теологии замещения" в пользу "теологии совмещения". Кстати похожая трактовка Израиля встречалась у кого-то из традиционных еврейский авторов.