Рав Ури Шерки: Синтез в Днях Творения и синтез в Человеке (Берешит гл. 1. Аудиофайл 002)

May 11, 2008 00:34



========

А. Структура дней творения; Восток и Запад

  1. Динамическая система второй трехдневки Творения дополняет статическую систему первой. Человек - это земля в движении

В первый день был сотворен свет. Во второй день - небесная твердь и море. Свет - это самое наименее осязаемое, самое абстрактное из сотворенного. Небесная твердь и море (хотя там и нельзя жить), - более осязаемые, материальные.

В третий день сотворены суша и растительность. Творение продвигается от элементарного к более сложному.

В четвертый день сотворены светила. Светила и свет это одно и то же, только светила/ планеты движутся, они - носители света. Планеты - это источники света в движении, динамически изменяющегося света.

В пятый день сотворены рыбы и птицы. Птицы - это движение неба, рыбы - движение моря: «Да воскишат воды кишащим, существом живым...», (20). Второй и пятый день отличаются только тем, что в пятый день появляется движение.

Мы видим также подобие между первым и четвертым днями, и между третьим и шестым. Шестой дополняет третий. В третий день были сотворены растения, в шестой - движущиеся растения, то есть животные, Животное не укоренено в земле, корни животного движутся вместе с животным. Рот - корень животного,  животное питается через рот, как растения питаются через корни.

Что же человек? Человек - это Земля в движении. «И образовал Бог Всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом (нефеш хая)» (2:7).

Первые три дня описывают мир статический, стоящий на месте (хотя и разделенный на уровни: от  света и до суши). Последние три дня - это повторение первых трех дней с добавлением движения, динамический, движущийся мир. Мироздание как бы удваивается, возвращается к себе, получает элемент движения.  
  1. Идеал Востока - постоянство (первые три дня), Запада - продвижение к цели (вторые три дня)

С  этими двумя моделями мира, статической и динамической, мы встречаемся на протяжении культурной истории человечества. Развитие (т.е. идея того, что мир необходимо продвигать к более соврешенному состоянию) - базовая интуиция Западной культуры, Восток же взял в качестве идеала постоянство и неизменность. Очевидно, каждая из этих культур восприняла один из слоев Маасе Берешит. Восток - три первых дня, статику; Запад - динамическую  картину вторых трех дней творения.
  1. «Двинулись с Востока»: идея прогресса рождается при миграции на Запад

В главе 11 стих 2 сказано: «И случилось: когда двинулись они с Востока...». Первое крупная миграция людей в истории человечества -  миграция с Востока на Запад. В передвижении с Востока на Запад создается западная культура.

Человек снимается с места, только когда он не доволен положением вещей там, где он находится, и надеется, что в другом месте будет лучше, или, по крайней мере, не так плохо. Западная идея прогресса рождается в миграции первыхс поколений человечества за лучшей долей.
  1. Шабат (= покой при достижении цели) есть синтез трехдневки восточной и трехдневки западной культуры

Между двумя мирами Маасе Берешит существует еще одно различие. Три первых дня не завершаются Шабатом, - только в конце трех последних дней есть Шабат. В бездвижном мире, по определению, некуда двигаться, тогда как в мире движения есть цель ради которой совершается движение.

В кабале считается, что первые три дня освящены светом прошедшей Субботы (и поэтому некуда стремиться, можно только вспоминать),  тогда как последние три дня недели - это подготовка к наступающей Субботе, и следовательно, есть цель, приводящая к  движению. Причем, целью является, как ни пародаксально,  уменьшение движения, ведь Шабат -  время уменьшения движения. Так что же мы выигрываем, совершая движение ради прекращения движения? Смысл в том, что покой, достигнутый после приложения усилий, имеет особый вкус, а покой, которому не предшествовали усилия, - это бессмысленный покой.

Шабат - это синтез двух миров творения: трех дней восточной культуры и трех дней западной.
  1. Запад: приблизиться к Богу (=дать имя, познать); Восток: почтительное отдаление, отрицание возможности познания; Израиль - их синтез

«И устрашатся на Западе имени Господа, и на Восходе солнца - славы Его; когда нагрянет, как река, враг, дыхание Господа прогонит его. И придет избавитель для Сиона и для отвратившихся от нечестия в Яакове - слово Господа!» (Исайя 59:19-20).

Есть по видимому свое историческое предназначение у каждой из этих культур. Предназначение западной культуры - «и устрашатся на Западе имени Бога». Обратите внимание, что на Западе говорится об «имени Бога», а на Востоке о «славе», и о «почитании»: «и на восходе солнца - славы Его». Мы же, Израиль, говорим: «Благословенно имя царства Его во веки веков».

«Имя» - это просьба о приближении к Богу и поэтому в западной цивилизации обычно дают имена божественному: Зевс, Бог, Теос и т.д. На Востоке подчеркивается элемент почитания божественного, при этом отрицается сама возможность познания Бога. Как сказал один китайский мудрец: «Дао, которое может быть названо по имени, не есть истинное Дао. Начало неба и земли безымянно». Объединение двух этих подходов к божественному  - свойственны народу Израиля: «Благословенно Имя царства Его»:  Имя (любовь) и Царство (страх).
  1. Грех Запада -  бунт против Бога (Вавилонская башня), грех Востока - забвение (поколение Эноша). Израилю пришло время исправлять Восток

На Западе  главный грех -  бунт против Бога, строительство Вавилонской башни. На Востоке нет бунта, там забвение Бога, грех поколения Эноша. Неслучайно последние несколько тысяч лет еврейское влияние было сильно именно на Западе, - мы занимались исправлением греха строительства Вавилонской башни. После тысяч лет изгнания вернулись в Сион. Сейчас пришло время заняться исправлением главного греха восточной цивилизации..

В. Человек как соединение «природности» (нахаш) с нефеш хайя
  1. «И стало так»: Природе не удается произвести нефеш хая; эта запланированная неудача создает возможность дальнейшего развития

В стихе 24 содержится целый список того, что должна произвести земля. «И сказал Бог: Да извлечет земля существо живое (нефеш хая) по виду его, скот, и ползучее, и животное земное по виду его. И стало так». Итак, запланировано четыре творения: «существо живое по виду его, скот, и ползучее, и животное земное по виду его. И стало так».  Выражение «и стало так» - указывает на то, что предприятие не вполне удалось. Слово «кен» (так) означает «как», «похоже, но не совсем то, что было задумано».

Давайте посмотрим, что произошло с реализацией повеления Бога: (25 стих) «И создал Бог (1) животное земное по виду его, и (2) скот по виду его, и (3) все ползучее по земле по виду его». Не хватает «нефеш хая», той «живой души», которая была в замысле.

«И видел Бог, что хорошо». Заметим: не «очень хорошо» и не «замечательно», - просто «хорошо».

Почему же замысел Бога не был реализован? Назовем эту неудачу  запланированной. Несоответствие между повелением Бога и его исполнением в реальности (между идеалом и его материальным воплощением) входит в замысел. Оно формирует то пространство, в котором  сотворенное может возвысится и стать соучастником процесса творения.  
  1. Человек, соединяя «природность» с нефеш хайя, способен стать соучастником творения

Итак, природа не смогла произвести «нефеш хая». Мы знаем, что «нефеш хая» - это человек из следующего стиха: «И сформировал Господь Бог человека - прах с земли, и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни, и стал человек живой душой (нефеш хайа)»(2:7). Почему же в стихе 25 прямо не говорится: «человека», «да произведет земля человека», а вместо слова «человек» используется описательное выражение «душа живая», «существо живое». Потому что в человеке действительно есть часть, которую  формирует природа. Только это не «душа живая», не «нефеш хайа».  Человека, лишенного собственно человеческого, природа как раз может произвести. Например, наши способности летать на луну или конструировать компьюторы - все это не более, чем развитые природные способности. Как у пчел, имеющих подобие политического устройства и даже обучающих друг друга. Нет доказательств того, что и мысль - это не порождение природы, - более того, в принципе возможно исследовать природу мысли.
  1. При создании животных не задействована «адама», но только «hа-арец» (= общее название природы)

В нашем стихе не употребляется слово «адама» - «земля», здесь используется слово «hаарец» - а это всегда общее название природы. В стихе 24: «И сказал Бог (Элоhим): «Да извлечет земля (hа-арец) существо живое по виду его, скот и т.д. В стихе 25: «И создал Бог (Элоhим) животное земное по виду его, и скот по виду его, и все ползучее по земле по виду его». Когда мы говорим земля в смысле «hа-арец», имеется ввиду сила, заключенная в природе, Элоhим.  Также и гематрия слова «Элоhим» равна гематрии слова «природа». Природа может произвести все виды живых существ: от амебы до естественного человека. То что она не может создать - это «нефеш хайа», «душу живую».
  1. Природа = отрицание свободы выбора, поэтому она не может создать «человека как моральную личность» (=нефеш хая)

Что же особенного в «нефеш хая», почему природа не смогла ее произвести? Человек определяется как человек, поскольку у него есть свобода выбора, то есть свобода от детерминизма и законов природы. Конечно, природа не может произвести то, чего в ней нет по определению, - свободу. Природа не может создать человека, как моральное существо, как моральную личность, наделенную свободой выбора, то что называется «нефеш хая».
  1. Человек без нефеш хая (=высокоразвитое животное) называется «нахаш»

В Торе человек без «нефеш хая» называется - «нахаш». «А змей (нахаш) был хитрее (арум) всех животных полевых...»,(3:1). Онкелос переводит: арум -  «мудрец»,  так что «нахаш» - так называется самое мудрое существо. Человек конечно, самое мудрое существо, и название «змей» в Торе относится к человеку с развитым разумом, но без «души живой», без «нефеш хая». Змея приземленная, извилистая и убивает - трудно найти более подходящее сравнение для природного разума.

«Нахаш» - от слова «менахеш», «гадать», потому что предназначение разума - открывать сокрытое.

В дарвинизме как раз и описан процесс развития живого от амебы до «нахаша», но биологическими мутациями невозможно объяснить появление свободы выбора. Для появления этой способности необходимо вмешательство высшего.  «И сказал Бог: Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему» (2:26). Земле не удалось произвести человека в качестве «нефеш хая», поэтому Бог  создает человека Сам.

Есть множество людей, убежденных в том, что они всего лишь высокоразвитые животные. И поэтому если человек с кафедры говорит: «Я - всего лишь ученое  животное», - верь ему!
  1. Древний Египет воспринимал человека как «нахаш» (змея в короне фараона; тефиллин -ее преодоление), поэтому там не существовало понятия свободы

 Между взглядом на человека как на развитое животное и на человека как на «нефеш хая» пролегает пропасть. Или я, человек, - развитое творение природы, и полностью подчинен ее законам, или я - существо моральное, независимое от природы, и в таком случае на мне лежит ответственность за мир. Кто-то видит человека как человека, кто - то видит его как «змея».

Высокоразвитая цивилизация Египта,  о котором пророк Иеремия сказал: «Голос его будет подобен змеиному...» (46:22), видела в человеке  «нахаша», и не более того. И поэтому в Египте не существовало понятия свободы. Свобода вообще не входила в область их мышления. Не случайно после выхода из Египта, Тора обязала нас повязывать головной тфилин на том месте, где в короне фараонов была змея.

Сам по себе «нахаш», природа, - вовсе не злое начало. Мудрецы говорили, что злое начало едет верхом на змее, но в самом нахаше ничего дурного нет. Настоящее дурное начало - это склонность человека видеть себя как развитое животное и не более того. Победа злого начала - это убежденность человека, что он только «нахаш», что он порабощен силами природы. «Ничего не попишешь, это сильнее меня», -  говорит такой человек, и получает свое заслуженное наказание, потому что на самом деле человек, конечно,  - не «нахаш».

До сотворения «нефеш хая» - «нахаш» был вершиной творения. Но с ее появлением - «нахаш» уже соотносится с прошлым . Он завидует новой ступени развития человека и пытется принизить его, убить. В каждом из нас живут «нахаш» и «нефеш хая», воюющие друг с другом.

Я слышал однажды следующее объяснение рава Нахмани: «нахаш» по гематрии 358, если прибавить 72 (хесед, мораль) получаем «нефеш»: различие между природой и моралью.

Например, Гитлер хотел видеть в человеке исключительно «нахаша». Он считал, что иудаизм, привив человеку основы морали, ослабил его. Поэтому следует вернуться к тому жестокому первобытному животному, которое и в самом деле борется за выживание в системе эволюции Дарвина.
  1. У народов мира победить в себе нахаш способен отдельный человек, но не общество в целом (оно - «животное», «Левиафан» Гоббса), в Израиле же это возможно

У народов мира отдельный человек способен победить в себе нахаша, стать моральным существом, но общество в целом не ведет себя в соответствии с законами морали. У Израиля же этой способность наделено общество: «Ибо нет ворожбы (нахаш) у Яакова и волховства у Израиля», (Бамидбар 23:23).

«Бог, Всесильный его, с ним, и царский трубный звук слышется у него, (Бамидбар 23:21). «Клаль исраэль» - наделена способностью властвовать над природой, причем это именно коллективная способность.

Томас Гоббс, например, описывал общество как огромное животное, Левиафан. Это животное состоит из тысяч и тысяч людей. То есть государство, общество проявляет себя как животное, но не как моральное создание.

То же мы видим в книге Даниэля. Царства там появляются в виде виде зверей, выходящих из моря, и только Израиль появляется в образе человека.

Если нам и есть чему научить человечество, то это тому, как возможна мораль в национальной жизни и поведении.
  1. Сразу по сотворении Человек получает заповеди, т.к. без них он остается под властью природы

В человеке есть элемент природный и есть элемент высший. Стих, в котором говорится о сотворении человека, это 26-й стих от начала Торы, и это не случайно, здесь Четырехбуквенное Имя, гематрия которого 26, не проявляетс яявно и поглощено природой (Элоким). Человек здесь еще не получил заповеди, только благословение «плодитесь и размножайтесь». Первая заповедь появляется во второй истории Сотворения. «И повелел Господь человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть», (2:16). Все то время, пока человек не получил заповеди, он остается под властью природы.
  1. Человек - единственное незавершенное творение; он бара, но еще не аса

Когда говорится «сделаем человека» - используется глагол лаасот. На иврите лаасот - означает завершать, дополнять. Давайте посмотрим реализовался ли этот замысел?

Стих 26 (замысел): Бог говорит: «сделаем (наасе) человека в образе Нашем и по подобию Нашему, И будут они властвовать над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле».

Стих 27 (реализация замысла): «И сотворил (ва-йивра) Бог человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его». Здесь используется глагол бара, творить, который до этого использовался лишь в начале, при сотворении мира: берешит бара, но не глагол аса, связанный с идеей завершения. То есть человек (как и мир в целом!) остался незавершенным.

Необходимо, чтобы в завершении творения человека принимала бы участие и земля, и сам человек. Бог сделал свою часть работы (ва-йивра), теперь очередь человека сделать свою часть: «И сотворил (ва-йивра) Бог человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Бог и сказал им Бог: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле» (27-28).

Давайте посмотрим теперь стих 31: «И видел Бог все, что Он создал (аса), и вот хорошо очень». Все что Он создал - прекрасно и хорошо, но человек не включен в этот перечень сотворенного, ведь о нем сказано бара, а не аса. Есть в творении что-то незавершенное, чего-то недостает. Есть что-то, что Бог сотворил (бара), но не завершил.

Посмотрим стих 1 в главе 2 «И завершены были небеса и земля, и все их воинство. И завершил Бог на седьмой день Свой труд, который делал (аса), и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, который делал (аса). И благословил Бог в седьмой день и освятил его, ибо в сей день почил он от всего Своего труда, который сотворил Бог (бара), чтобы завершить (лаасот).

Итак, есть что-то, что Бог не завершил, и прервался посреди работы, и это человек. Человек - это единственное незавершенное творение.  
Previous post Next post
Up