В Песах читали Песнь Песней: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, ланями и оленями, не пробуждайте и разжигайте любовь, пока она не вожделеет. И припомнилась история из Талмуда (Кетувот 110Б-111А), которую я оформил в статью
для ежегодника Новостей Торы НДС в связи с Днем Независимости.
Рабби Зеира скрывался о Р. Иуды, - боялся, как бы тот не запретил переехать в Землю Израиля, как учил тот: каждый, кто переезжает из Вавилона в Израиль, нарушает запрет, как сказано: в Вавилон будете увезены, и оставайтесь там, пока не вспомню вас.
А р. Зеири как? - А это про Храмовые сосуды!
А р. Иуда что? - Да, но есть ещё стих: не пробуждайте любовь...
А. р. Зеири как? - А это про то, что нельзя подниматься стеной.
А р. Иуда что? - Да, но три раза сказано...
А. р. Зеири как? - А это про три клятвы, что Израиль не должен подниматься стеной, не должен бунтовать протов народов, а народы не должны слишком порабощать Израиль.
А р. Иуда что? - Три двойных раза сказано: не пробуждайте и разжигайте.
А. р. Зеири как? - А это на самом деле шесть клятв, три мы уже знаем, а еще три: чтобы [пророки] не открывали конец времен, чтобы евреи не приближали [или не удаляли] срок времен, чтобы не открывали тайну [календаря?] народам Мира.
На той же странице говорится еще от имени еще нескольких Мудрецов, что нельзя уезжать из Вавилона точно так же, как нельзя уезжать из Земли Израиля.
Нельзя сказать, что это место кристально ясное. Когда кого заклинали? Заповедь это или порядок вещей/закон природы? Как закляли Народы Мира? И много других вопросов, на которые кто только не брался отвечать. В частности, р. Тейтельбойм из Сатмера написал длинную книгу “И согласился Моисей”, в которой он доказывает, что клятвы означают действительный запрет подниматься из диаспоры группами и силой. Кроме того, он доказывает, что отменена заповедь обитания в Земле Израиля, и что нельзя разговаривать на иврите. И, конечно,как можно дальше держаться от сионизма! Сам рав был спасен именно сионистами во время Катастрофы, пожил немного в Подмандатной Палестине и уехал в Америку. Продолжал агитировать против сионизма и после Шестидневной Войны и даже, кажется, после Операции в Энтеббе.
Всё это было бы абстрактной экзотикой, если бы я не столкнулся с некоторыми людьми среди иудеев-неофитов, которые усвоили сатмеризм уже в годы застойки.
Тогда не было еще ЖЖ, но я дискутировал устно, а однажды после чтения не смог заснуть, и написал целую тетрадь возражений.
В результате всего этого, мой главный оппонент объявил, что я подозрителен на сионистскую ересь, и если я буду тонуть, меня он спасать не будет. Но и топить тоже нет - по одному подозрению! В ту же ночь мне приснился кошмар: звонят, открываю, стоит оппонент с топором для борьбы с ересью. Чтобы избавиться от этой детской травмы, я и написал статью, следите за прессой.
Пока что я перечислю 13 ответов на клятвы по брошюре р. Авинера “не подниматься на стену”.
1. После декларации Бальфура, конференции в Сен-Ремо, решений Лиги Наций и ООН, уже-таки можно. Это уже не стена и не бунт. (Авней Незер и др)
2. Что такое: пока не вспомню вас? Массовое пробуждение желания собраться и согласие народов и есть результат того самого вспоминания. (Те же)
3. Клятвы носят взаимный характер, раз народы нарушили свою Катастрофой, мы не обязаны соблюдать свою.
4. Подъем группами без войны - не стена (похоже на Раши)
5. Стена относилась только к Вавилону (как видно из самого Талмуда и Рамбама)
6. Запрет был на 1000 лет (Р. Хаим Виталь)
7. Нельзя только строить Храм (интерпретация слов Виленского гаона)
8. Клятва означает отсутствие сил и смелости, а их наличие означает, что заклятие ослабло.
9. Данное место из Талмуда - не единственное по данному вопросу, в других местах другие Мудрецы думают иначе, особенно в Земле Израиля. И закон по ним. (Пней Иеошуа)
10. Сам р. Зеири поменял потом точку зрения (видно из Талмуда)
11. В целом законодатели не приняли точку зрения о действии клятв (Рамбан, Меири и др.)
12. Это агадда (Rамбам в Послании в Йемен)
13. Это закон данный Богом, как закон природы, а не законодательный запрет. (Магарал)
В самой статье будет и психологический аспект проблемы, следите за публикациями. Хаг самех!
Cross in
machanaim