Оригинал взят у
corporatelie в
Докладная записка нач.каравана Колубаева коменданту Томской пер.комендатуры СИБЛАГа (май 1933 г.)
Цитируя д.и.н.С.А. Красильникова :"Александровский район был создан 28 марта 1924 г. Во второй половине 20-х гг. он входил в состав Томского округа Сибирского края и имел площадь 80,5 тыс. кв. км. В мае 1932 г. был включен в образованный Нарымский округ. С 1944 г. входит в состав Томской области, является самым северным из районов области. На севере, западе и востоке граничит с Ханты-Мансийским автономным округом Тюменской области. Река Обь основная транспортная артерия района, пересекающая его территорию и деля на две почни равные части. Самыми крупными междуречьями на территории района являются Васюган-Обское и Вах-Тымское. Территория сильно заболочена (10% территории). На территории района зима начинается в конце октября и заканчивается в конце марта. Средняя продолжительность лета около 90 дней.
Для поймы р. Оби характерно наличие значительного числа разветвленных проток, наиболее крупными из которых являются Паня (140 км), Панковский Посол (88 км). Описываемые в документах события происходили на территории этих проток и устья правого канала Оби-реки Назино (Назинская ) (204км)."
Назинская трагедия известна благодаря
знаменитому письму инструктора-пропагандиста Нарымского окружкома партии Величко. Но помимо него существует еще несколько очень ценных альтернативных источников, позволяющих взглянуть на катастрофу со стороны сотрудников СИБЛАГа ОГПУ. Таким куда менее известным документальным свидетельством является докладная записка начальника пересыльной партии депортированных Колубаева (собственно, привезших людей на остров) своему непосредственному начальнику Кузнецову в Томск.
Cовременный вид острова с памятным крестом.
Сообщение Колубаева примечательно тем, что работник СИБЛАГа не смог сдержать эмоций в своем докладе после увиденного : "Вообще остров представлял из себя что-то УЖАСНОЕ, ЖУТКОЕ." (выделено самим Колубаевым- прим.мое).
Учитывая что в СИБЛАГе, как правило, работали люди далекие от всяких сантиментов, часто с опытом гражданской войны и вообще не слишком обремененные буржуазной лжеморалью, можно понять, что увиденное до глубины души поразило начальника пересыльной партии.
Скан документа публикуется в сети впервые.
Докладная записка начальника каравана Колубаева коменданту Томской Пересыльной комендатуры СИБЛАГа ОГПУ Кузнецову о событиях на острове (не позднее мая 1933 г.)
Довожу до вашего сведения, что я, Колубаев, по в[ашему]/распоряжению принял партию рецидивистов в количестве 4917 человек для отправки в Александро-Ваховскую Комендатуру и 14/V-33 г. выехал в путь. В пути следования у меня было два убитых рецедивистова, в именно 1-й выскочил из лодки, схватил доску и с доской в воду и 2-й выведен в числе больных на баржу и положен спустя несколько минут - тоже вскочил и бросился в воду, чем и вызваны были выстрелы и последние убиты. Вынуть из воды тела не было никакой возможности. За 6 суток дороги умерло 27 человек, на всех умерших и убитых составлены акты и заверены сельсоветами, где сдавались трупы.
По приезде на место назначения я увидел, что Комендатура, которой я должен сдать людей, совершенно не была к приему подготовлена и по предложению Коменданта Цепкова партия была принята на остров "Назено" (так в документе- прим.мое), на котором только что растаял снег и даже земля была сырая и в некоторых местах была вода. Остров весь занесен лесом. Строений никаких не было и оборудования для варки пищи и печения хлеба на острове также не было.
18 мая с.г. я партию в количестве 4917 человек, из коих было 4556 мужчин и 332 женщин и на 29 ч. акты заверены с/советом. Всю партию сдал по акту на остров "Назено". Во время сдачи погода была очень хорошая, теплая и ясная.
На острове была поставлена одна палатка около берега и на 2-е суток выгружен продукт, поставлен караул на 2-е смены,15 чел., а остальные продукты и конвой были перевезены на другой берег в деревню "Назено".
19 и 20 мая с.г. погода подула холодная, пошел снег, мороз, люди были на острове большая часть раздетые и разутые. Снабжались эти дни одной мукой и то не по спискам, а прямо кучками раздавались на 71 чел. и один мешок 71 кг. выдавался по одному килограмму на каждого. И у людей никакой посуды не было, брали муку кто в шапку, кто в карман и кто во что мог. Муку ели прямо или тестом и по выдаче муки по подсчету выдано на все количество, люди фактически не снабжались[,] около половины оставались совершенно голодные и произвести правильную выдачу при таком ведении дела не было никакой возможности.
20 мая в 2 часа дня я с Комендантом Цепковым и Уполномоченым Колпашевского округа поехали на остров Назино, где были расположен рецедив.
Что было, я и Уполномоченный видели, что на острове был шум, драка, и женщины были с мужчинами вместе, на острове лежали тела умерших около 100 человек или больше и некоторые были без чувств, ползли, кричали "Дайте хлеба".
Увидя меня и Уполномоченного обращались к нам - кричали: "Начальники, нас не кормят двое суток, мы мерзнем и умираем с голода". Люди пошли на преступление, начали есть мертвых людей. Мне и Уполномоченному сказали, что вот здесь в котелках, варят человеческое мясо. Вообще остров представлял из себя что-то УЖАСНОЕ, ЖУТКОЕ.
После чего мы приехали в деревню Назено, где собрали особое совещание, где решили немедленно провести следующие мероприятия:
1. Поставить на острове палатки и людей поместить на таковых.
2. Приступить немедленно к устройству примитивных печей.
3. Мобилизовать все печи у жителей в деревне Назено (10 или 12 домов всего), после проведенного совещания я 21/V - с.г. в 3 часа утра выехал обратно в г. Томск, т.е. к месту своей службы.
О чем и ставлю Вас в известность.
П[ом.]/Коменданта - Колубаев
Источник: Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 628. Л. 64. Машинописная копия.
Впервые опубликовано:
Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.