Постэвенжерс

May 09, 2013 18:01




Есть у Жана Бодрийяра такая замечательная идея. Что все мы живем в эпоху «после оргии». Похоже, что нечто подобное и переживает сейчас вселенная Марвел. Отгремели фанфары сверхуспешных «Мстителей», создателям раздали заслуженные и не очень награды - Роберт Дауни, безусловно, теперь первая скрипка Голливуда, не в пример его конандоэлевскому персонажу, Джос Уидон чуть ли не встал благодаря этому в один ряд с Крисом Ноланом, а Дисней вкладывает деньги в новые экранизации комиксов, персонажи которых кажутся куда чудесатее, чем даже солдат Второй Мировой в трико и божок-инопланетянин с молотком. Деньги сыплются со всех сторон, Зеленая Сторона Силы затмевает разум и состояние после «Мстителей» кажется куда большим нокдауном, чем утреннее похмелье после бодрияровский оргии.
Но если все же посмотреть на ситуацию вокруг вселенной Марвел без головокружения от успехов, а трезвым взглядом?

Сухой остаток таков. Был замечательный первый «Железный человек», который перезагрузил всю марвеловскую Вселенную харизмой Роберта Дауни Младшего и компромиссом между чернушным и циничным взглядом на комиксы, который нам предлагали Нолан, Снайдер и Фрэнк Миллер, и старыми марвеловскими картинами от XX века Фокс.
Это был несомненный успех, который, однако, не был оценен на все сто ровно в тот момент. А затем завязалась оргия. Подтормаживающий Халк, напротив, чересчур сериальный, скоротечный Тор, и совершенно недоделанный Капитан Америка. Это успехом назвать можно уже с большой натяжкой (об этом говорят и сборы), хотя для одних (как Крис Хэмсворт) это стало важным трамплином, для других (как Крис Эванс) важной инъекцией от бесславия. В конце концов, режиссеров этих фильмов, специально не перетряхивая воспоминания в голове, назвать сложновато. Статисты, готовившие дорогу главному элементу шоу.
Было одно исключение - «Железный человек -2». Не такой прекрасный как первая часть, уже принесенный в жертву «Мстителям» за счет участия в нем Сэмуэля Л. Джексона и Скарлетт Йохансон, с менее ярким Дауни и довольно предсказуемый. Однако в этом фильме было то, что его оправдывало. А именно, пожалуй, самый яркий злодей из всех показанных нам на настоящий момент семи фильмов о «Мстителях»  в виде харизматичнейшего Мики Рурка. И убери из фильма Джексона и Йохансон, сделай больше акцента на битве двух харизматиков, и не известно, что выйдет лучше.
А потом были «Мстители». Динамичные, зрелищные, громоздкие. Но с банальным сюжетом. И абсолютно уступающие второму «Железному человеку» по харизме злодея и первому «Железному человеку» во всем остальном. Только вот финансовым успехом стали не действительно хорошие фильмы Джона Фавро, а приватизированные сначала Джоссом Уидоном «Мстители», а затем Шейном Блеком «Железный человек 3». Ситуация напоминает трансформерскую франшизу. Чем хуже снимают, тем больше денег оседает в карманах продюсеров. Но если в случае с Майклом Беем, он сам пожинает плоды своей деградации, то в случае с «Мстителями» и третьим «Железным человеком» плоды достаются не тому, кто создал лучший фильм (т. е. Фавро), а тем, кто создал фильмы похуже, но поуспешнее.

Главная беда третьего «Железного человека», пожалуй, в том, что он так и не смог перерезать пуповину с марвеловской вселенной. Если ЖЧ2 стал во многом прологом к «Мстителям», которые в свою очередь выезжали именно на ЖЧ2, то третий «Железный человек» стал своего рода послесловием тех же «Мстителей». В итоге, из трех картин о «Железном человеке» мы имеем не самом-то деле лишь одну полноценную.
Об огрехах Блека писалось немало: тут тебе и не очень харизматичные персонажи у злодеев (при прекрасной задумке, ни один из них не получился не просто сколько-нибудь глубоким, выпуклым или ярким, но даже хотя бы чуть-чуть оригинальным по характеру и мотивации), и откровенная и безвкусная пошлятина в лице Бена «Я снимаюсь в фильмах Уве Болла» Кингсли, и совершенно не обыгранный сколько-нибудь драматично момент с Гвиннет Пэлтроу, и стилистический плагиат с последнего «Бэтмена» в финале и прочая, прочая, прочая. Очень шаблонное кино, с хорошей визуальной частью и резвой динамикой. Абсолютный режиссерский провал. Однако если следовать логике возложения лавр на Джоса Уидона, то Блек ничуть не менее (а то и более) великая кинематографическая фигура, чем Уидон, который теперь, как уже говорилось выше, практически Крис Нолан, ведь Его Фильм Приносит Деньги.

Проблема следующих «Мстителей» совершенно очевидна. Они абсолютно даунизависимые. При том, что Дауни в этой роли все менее и менее интересен, поскольку с момента первой части никто из режиссеров не смог привнести в его образ что-то новое. Уходит интерес к Дауни, умирает и вся франшиза.
Головокружение от успехов в Диснее чревато тем, что вселенная Марвел снова будет похоронена под слоями пыли, уныния и однообразия. Единственный стоящий фильм по их комиксам был внезапно выпущен вовсе не Марвелом в лице реанимированного «Человека-паука». Консервативный Дисней к реформам не готов, да и креативностью не отличается. Вселенная вращается все медленнее и медленнее, но этого почти не слышно из-за золотого дождя.

Вердикт ЖЧ3: 6 из 10

Кино, Мстители, Рецензия

Previous post Next post
Up