Да, я вернулся.
Как известно, на политика Шварценеггера, в бытность его губернатором Калифорнии, никто покушений не совершал, а вот на Шварценеггера-икону мы имеем уже второе покушение подряд за год с небольшим. Причем, новая попытка, при всей масштабности, пожалуй, в сравнении с прошлогодней не идет. Все-таки когда мы говорим "Конан", то, закрыв глаза, моментально представляем лицо старины Арнольда. А вот когда говорим "Даглас Квейд", то многие секунды, минуты, а то и часы, да и то в случае успешного исхода, уйдут на идентификацию персонажа. А тем не менее "Вспомнить все" - один из самых запоминающихся блокбастеров со Шварценеггером.
Впрочем, замена Шварценеггера в римейке "Вспомнить все" от Лена Уайзмена на далекого от высот и широт бодибилдинга Колина Фарелла - решение, хотя и не беспорное, но довольно продуманное. Если не можешь найти адекватной замены, то просто ищи нечто совершенно иное. Что и было сделано. А вот с желанием попробовать затмить исполнение роли Лори, блестяще сыгранной в оригинале Шерон Стоун, альтернативой в лице собственной жены Кейт Бекинсейл Уайзман справиться не смог. И, надо сказать, что получилось весьма неоднозначно. Стоун стала, пускай и чуть позже выхода "Вспомнить все", олицетворением кино начала 1990-х, его секс-символом, причем, в гораздо большей степени, чем в 2000-е была даже Анджелина Джоли. Тягаться с ней в этом плане у прекрасной Кейт Бекинсейл возможности нет, как бы успешно несколько лет назад не мог застолбить в нашем сознании ее муж стереотипов о Кейт в латексе. С другой стороны, как в плане актерской игры, так и в плане экшена, Бекинсейл Стоун не уступает. Более того, сцены драк с ее участиям, пускай это не только ее заслуга, выглядят гораздо сильнее. Однако харизму и сексуальность молодой Стоун без помощи гаджетов научной фантастики из памяти не вымараешь.
Замыкает звездное трио Джессика Биэл, которая, пожалуй, кладет на лопатки свою незведную предшественницу Рейчел Тикотин. Впрочем, олдскульные консерваторы и здесь будут с пеной у рта доказывать обратное.
Новый "Вспомнить все" смотрится как очень хороший аттракцион. Впечатляют как дорогие и качественные спецэффекты, так и актерская игра. Фильм легко смотрится даже (а где-то и особенно) если оригинал заучен до дыр. При изначально к нему нейтральном отношении, разумеется. Кстати, именно очень бережное отношение к отдельным моментам как картины Верховена (эдакие пасхалки), так и другим экранизациям творчества Филипа Дика (дизайнеры явно держали в голове и "Особое мнение" и, что очевиднее, "Бегущего по лезвию"), вызывает безусловное уважение. Уайзмен, не рискнувший копировать ни сюжет в целом, ни отдельные кусочки его мозаики, частенько словно подмигивает нам, стараясь показать нам различия даже в деталях.
Да, в новом "Вспомнить все" нет ни Марса, ни мутантов, ни проблем с кислородом. Сюжет перекроен основательно, но все же фильм Верховена (именно он, а не крохотный рассказ Дика) узнается. Впрочем, здесь и кроется главная проблема этого увлекательного и масштабного кино. Дело даже не просто в оригинальности (тут уж не стоит укоризненно тыкать дрожащим от гнева перстом исключительно в жадных производителей римейков и сиквелом - поищите среди "оригинальных" картин хоть что-то по-настоящему новое). Дело в пресловутой реке, в которую нельзя войти дважды.
Верховен ведь режиссер специфический. И пускай его "Вспомнить все" - это чуть ли не самая смягченная его картина, но авторский его стиль чувствуется от и до. Это кино для широкого зрителя, но все равно с авторским соусом. А вот у Уайзмена, увы, такого соуса нет. Это, кстати, вовсе не означает его непрофпригодности как режиссера. Как раз именно Уайзмен очень талантлив и превосхожно владеет тонкостями своей профессии. Вот только сумасшедшинки, которая необходима для того, чтобы считаться Великим, у Лена нет. А значит нет соуса, нет своего видения, нет уникальности. Уайзмен типичный, пускай и очень хороший, режиссер продюсерского кино. И его зритель массовый.
И здесь создатели фильма попали в определенную ловушку. Они сняли массовое кино, которое массам не очень-то необходимо. Массы, напротив, воспримут новый фильм как покушение на незабытый еще, возвеличенный временем, оригинал. И тут уже ничего не поделаешь. Продюсерское решение будет грозить продюсерскими же ошибками, выраженными в убытках от дорогой, хорошей, но не востребованной картины.
Да, Уайзмен пытается войти второй раз в ту же реку. И несмотря на всю кажущуюся правильность технологий, это тщетно. Особенно это очевидно на фоне происходящего вокруг в мире и в кино. Уже доглое время все мы, жители околоевропейского мира, живем с хорошо уловимым запахом революции. В этом смысле масштабное и авторское "Возвращение темного рыцаря", с которым "Вспомнить все" конкурирует за звонкую монету, выглядит весьма своеевременным и символичным. Кино Уайзмена на эту же тему просто-таки выдавливает политкорректностью, сглаженностью, аморфностью любую идейность. Как результат новый "Вспомнить все" остается хорошим аттракционом, лишенным смыслов и авторского почерка. Пустышкой. И неблагодарные массы не вспомнят создателям римейка ни классный экшен, ни пасхалки, ни оригинальные находки в жанри НФ. Они будут сравнивать Фарелла со Шварценнеггером, Бекинсейл со Стоун, Уайзмена с Верховеном. Яростно и безоглядно. Потому, что они и так все помнят.
Вердикт: 8 из 10