Я думаю, что такая эссеистика напоминает публицистику "Огонька" конца 80-х- начала 90-х. Или откровения политолога Цыпко. Который, как кто-то подсчитал, в перестроечные времена употреблял выражение "здравый смысл" по 10-15 раз на статью. Ну хорошо, что Дмитрий хотя бы разбил советологию на периоды. Статья же Эпштейна - это в чистом виде перестроечный "Огонек" (по крайней мере по глубине анализа). Оба автора фактически рассматривают историю СССР, а потом достраивают туда постсоветскую историю, воспринимая свою (или "эту") страну как некую "вещь в себе". Вне контекста развития цивилизации, "Запада" и пр.. При том, что за последние 20-30 лет в мире произошло много интересного. Начиная от коммуникационной революции, манипулятивной революции и заканчивая трансформацией ценностных ориентиров. Ну вот например - сегодня нет институтов "великого писателя" или "великого моралиста", "великого "страстотерпца" или "мученика". Нобелевскую премию дают коллективному Обаме. Совесть стала действительно коллективной, нет далай Ламы или Папы, ни Сахарова, ни Солженицына. Все это сейчас имеет отношение либо к музею, либо к гламуру. Нет рок-идолов. Также нет и Государей. Человечество как бы страхуется от "ошибок" одного Государя, все правительства коллективны, учитывают массу интересов и мало зависят от воли одного человека. Все современные Государи не то, чтобы посредственности, но великих среди них нет, а даже если и есть, то им никто не даст проявить свою волю. И т.д.. Рассуждать о судьбе СССР не имея в виду заметные, тектонические процессы в цивилизации вообще, не имеет особого смысла.
Ну хорошо, что Дмитрий хотя бы разбил советологию на периоды.
Статья же Эпштейна - это в чистом виде перестроечный "Огонек" (по крайней мере по глубине анализа).
Оба автора фактически рассматривают историю СССР, а потом достраивают туда постсоветскую историю, воспринимая свою (или "эту") страну как некую "вещь в себе". Вне контекста развития цивилизации, "Запада" и пр..
При том, что за последние 20-30 лет в мире произошло много интересного. Начиная от коммуникационной революции, манипулятивной революции и заканчивая трансформацией ценностных ориентиров.
Ну вот например - сегодня нет институтов "великого писателя" или "великого моралиста", "великого "страстотерпца" или "мученика". Нобелевскую премию дают коллективному Обаме. Совесть стала действительно коллективной, нет далай Ламы или Папы, ни Сахарова, ни Солженицына. Все это сейчас имеет отношение либо к музею, либо к гламуру. Нет рок-идолов. Также нет и Государей. Человечество как бы страхуется от "ошибок" одного Государя, все правительства коллективны, учитывают массу интересов и мало зависят от воли одного человека.
Все современные Государи не то, чтобы посредственности, но великих среди них нет, а даже если и есть, то им никто не даст проявить свою волю.
И т.д..
Рассуждать о судьбе СССР не имея в виду заметные, тектонические процессы в цивилизации вообще, не имеет особого смысла.
Reply
Leave a comment