ДОСУГ ЖИТЕЛЕЙ УЕЗДНОГО ГОРОДА НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Click to view
Отдельную и очень важную роль в процессе формирования городской социокультурной среды играет досуг жителей города, способы его проведения и инфраструктура развлечений. Можно, даже, сказать, что поселение стает городом, а его жители - горожанами, настолько, насколько реализуется именно эта функция.
Основой источниковой базы статьи стали воспоминания Б.Е.Захавы и Е.А.Гурвича.
Борис Евгеньевич Захава - известный советский актер ( в частности, исполнитель роли Кутузова в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир») и театральный педагог (многие годы был директором Щукинского училища), родился и провел детские годы в Павлограде. В книге своих воспоминаний «Кадетский корпус» он с большим литературным талантом нарисовал картину жизни уездного города начала ХХ века: внешнего вида Павлограда, развлечений павлоградцев из «среднего класса», повседневную жизнь семьи своих родителей - офицера уездного гарнизона и выпускницы павлоградской прогимназии.
Евсей Аронович Гурвич - представитель совсем другой социальной прослойки, рабочий, участник революционного движения, член РСДПР (б) с 1904 года. Находился в Павлограде с 1909 по 1917 годы. Его воспоминания, преимущественно, касаются жизни и быта павлоградцев из «низшего класса»: грузчиков паровых мельниц, рабочих небольших фабрик и мастерских, а также разворачивания борьбы этой прослойки за свои экономические и социальные права.
Также в качестве источников использованы отчеты Павлоградской уездной земской управы, памятные книжки, ежегодники и адрес-календари Екатеринославской губернии, документы Государственного архива Днепропетровской области (фонд Екатеринославского губернатора начала XX столетия).
Один из современных теоретиков урбанизма - В.Л.Глазычев (к сожалению, уже покойный) - писал, что «за последние пятьсот лет город вырастил 4 предмета, вокруг которых сложилось и публичное пространство, и городское сообщество.
Первый -
биржа… Второй - суд… Третий - театр, как зеркало, в котором аудитория воспринимает некоторые предъявляемые ей и понятные ей действия (таким театром может быть, и бывает, городская площадь).
Четвертый - городской рынок, харчевня, трактир, кофейня, пивная, ресторан - все места, где люди видят друг друга, где происходит специфическое общение между ними».
Начнем с последнего. Уже в начале XIX столетия в Павлограде существовала разветвленная сеть «питейных заведений». По данным 1824 года в городе было: «трактиров 1, питейных домов 8». Описание 1840 года упоминает «питейных домов - 8, рейнсковых погребов 3». Справочник «Вся Екатеринославская губерния. 1913 год» называет цифру 27 «харчевен и трактиров». Евсей Гурвич описывает одно з таких заведений следующим образом: «В одной из чайных, куда я зашел, было многолюдно, накурено. Дым ел глаза. В нос ударил смешанный запах водки, тухлых щей, «пахучего» соуса и пота. Столы были уставлены чайниками, тарелками, бутылями и графинами. Публика, заполнившая чайную, шумела. Кто пел, кто отчаянно ругался, кто плакал, кто смеялся, кто целовался».
Однако, в начале ХХ века появился в Павлограде и своеобразный «политический клуб», в котором собиралась идеологически ангажированная публика, которая обговаривала политические и общественно знаменательные события. Как пишет Евсей Гурвич: «Обсуждались эти события и в своеобразном клубе, в кондитерской Гехтмана», которая размещалась на улице Шалинской.
Естественно, Павлоград - далеко не Париж, но именно наличие таких заведений является признаком движения общества в направлении модернизаци. В.Л.Глазычев писал: «Французская революция началась в уличном ресторане комплекса Пале-Рояль, и пока не было уличного ресторана, бунты могли случаться, а революции - нет». Неслучайно и очень символично, что встреча представителя павлоградских большевиков с представителем павлоградских меньшевиков, которую описывает Е.А.Гурвич, произошла именно в ресторане Гехтмана.
А где-то осторонь от двух представленных образцов: «царёва кабака», с одной стороны, и «политизированного кафе», с другой, существовали павлоградские заведения совершенного другого порядка (точнее, рассчитанные на другую публику) - Офицерский клуб (буфет Офицерского Собрания) и летний ресторан в городском саду.
Еще одним центром проведения времени образованными павлоградцами была Народная аудитория по улице Харьковской, где, по воспоминаниям Гурвича, «устраивались танцевальные вечера, изредка ставились спектакли. В город приезжали артисты из других мест, порой столичные». Это заведение, известное в городе еще и как «Графский театр», находилось «в штате Уездного Комитета попечительства о народной трезвости, заведовал которым Алексей Алексеевич Романов. Между прочим, руководитель павлоградского отдела Союза Русского Народа.
"Графский театр". Современный вид. В здании работает Муниципальный театр имени Б.Е.Захавы
При Народной аудитории действовала библиотека. Еще одна библиотека действовала при «Павлоградском Общественном Собрании». Справочник «Вся Екатеринославская губерния. 1913 год» отмечал, что в городе действовало три библиотеки. Первая же общественная библиотека была открыта в Павлограде 17 февраля 1863 года при уездном училище. Первая частная библиотека - «библиотека А.Я.Липскаго» - как свидетельствуе ее каталог, была открыта в 1876 году. К этому следует добавить религиозные библиотеки, которые действовали при Свято-Вознесенском соборе, Успенской церкви и храме Спаса Нерукотворного Образа.
С 1909 года в городе начинается издание местной еженедельной газеты «Провинциальное слово». По словам Евсея Гурвича, который некоторое время работал разносчиком этой газеты, она имела подзаголовок «Орган Павлоградской общественной мысли прогресса» и издавалась на средства Гиммельфарба, владельца типографии. «Невзрачно выглядела павлоградская «общественная мысль прогресса», - так вспоминал Е.А.Гурвич первый номер газеты, который попал ему в руки, - передовая о телесном наказании в школах была написана так чтобы сторонники и противники этого наказания остались довольны. В одной заметке рассказывалось о бал-маскараде у супруги господина исправника, в другой - о свадьбе в купеческой семье, с подробным описаним туалетов дам и перечислением, сколько чего было выпито и съедено, сколько посуды перебито. Подвал занимал порнографический рассказ, судя по качеству - местного «производства». В газете было опубликовано несколько стихотворений, за помещение которых, как я потом узнал, издатель взымал с авторов, обычно гимназистов, построчную плату».
Для объективности вспомним, что Гурвич в то время уже был членом партии большевиков, а его воспоминания вышли в свет в 1964 году, поэтому необходимо постоянно делать поправку на объяснимую пристрастность автора.
Еще одной павлоградской газетой был «Павлоградский листок», который начал издаваться в 1913 году. В «Прошении» на право издавать эту газету Блюма-Рухель Абрамовна Шрайберг перечисляет тематику своего ежедневного издания: «1.Телеграммы Санкт-Петербургского Агентства и собственных корреспондентов. 2. Передовые и научные статьи. 3. Фельетоны беллетристические, оригинальные и переводные. 4. Статьи на общественные и политические темы. 5.Русская жизнь. 6.Местная хроника. 7. Судебная хроника. 8. Обзор печати. 9. Корреспонденции. 10. Проишествия. 11. Письма в редакцию. 12. Театр и музыка. 13. За границей. 14. Почтовый ящик. 15. Биржевой и справочный отдел. 16. Объявления».
В «Екатеринославском адрес-календаре» за 1915 год отмечается, что «Павлоградский листок» издавался 3 раза в неделю, а его издатель представлен, как «издатель-редактор Штрамберг». Учитывая, что издательская отрасль в Павлограде вообще начала развиваться только в 80-х годах XIX столетия, два периодических издания для уездного города виглядят достаточно внушающе.
Первая типография, которая появилась в Павлограде, принадлежала Е.Д. Браиловскому. Именно в ней в 1884 году была издана книга «Отчет Павлоградской Уездной Земской Управы XIX очередному Уездному Земскому Собранию за 1883/84 год». Ранее подобные документы издавались исключительно в Екатеринославе.
В 1898 году типография Браиловского издала книгу «Краткая история 135-го Пехотного Керчь-Еникольского полка». В 1901 году в этой же типографии вышел в свет сборник стихотворений «Думы и Грезы» - первый опыт на литературной ниве преподавателя Павлоградской женской гимназии, а в будущем известного писателя,
Сергея Николаевича Сергеева-Ценского. В первые годы XX столетия количество издательств в городе выросло до трех. Об этом свидетеьствует брошюра штабс-капитана Евгения Николаевича Захавы - отца мемуариста - «Памятка 135-го Пехотного Керчь-Еникольского полка», изданная типографией Лифшица и Шатуновского в 1904 году, а также книга «Постановления Павлоградского Уездного Земского собрания чрезвычайной и очередной 1903 года сессий», изданная типографией В.Н.Шимковича в том же 1904 году. К 1909 году относится упоминание Гурвичем типографии Гиммельфарба. Справочник «Вся Екатеринославская губерния. 1913 год» утверждал, что в Павлограде работало 4 типографии.
С одной стороной проведения досуга жителями Павлограда - чайными, пивными и ресторанными заведениями - мы уже познакомились. Как это ни удивительно для уездного города, но еще в конце XIX столетия в Павлограде возник и абсолютно другой способ проведения свободного времени образованными кругами - городским обществом. А именно - театр.
Борис Захава вспоминал, что «любительський, или, как мы теперь сказали бы, самодеятельный офицерский драматический кружок играл существенную роль в духовной жизни павлоградской интеллигенции… Отец мой был душою этого самодеятельного кружка и, по мере надобности, выполнял в нем саме разнообразные функции: и режиссера, и актера, и декоратора, и даже суфлера. Всему этому он отдавался с большой любовью и огромным увлечением. Можно сказать, это, в сущности, и было основным делом его жизни: исполнение служебных обязанностей рассматривалось как очень неприятная дополнительная нагрузка. Судя по рассказам, отец обладал незаурядным дарованием характерного актера с довольно большими возможностями как в комедийном, так и трагическом плане. Он играл такие роли, как Скупой рыцарь, Мармеладов, Любим, Торцов, Шмага, Аркашка Счастливцев».
Помимо «офицерского кружка», который действовал в конце XIX - начале XX века, имеется упоминание о том, что позднее в городе существовал «Павлоградский народный украинский драматический кружок. Председатель Иван Григорьевич Иванов», упомянутый в «Адрес-календаре» 1915 года.
В.Л.Глазычев писал: «Каковы ощущаемые признаки городского? Первое: наличие определенного свободного пространства, незанятого застройками, посадками, это не значит незанятого вообще. Пустое публичное пространство, находящееся не в частной, а в коммунальной собственности есть непременное условие города: есть такое пространство - есть город, нет его - нет города.
Второй признак и вместе с тем функция городского существования значительное количество в любой момент времени ничем не занятых людей, не занятых производительной деятельностью… если есть эти незаполненные лакуны, пространство публично-коммунальное, где среди бела дня, я уж не говорю о ночи, нет этого наличия праздной толпы, значит нет функции центра притяжения, обеспеченного экономически, организационно, или он ослаблен чрезвычайно. Это относится к любому месту, которое принято называть городом, в любые моменты времени… Это протяженная театральная кулиса, устроенная ради шествий и исключительно ради них, потому что утилитарной потребности в главной улице нет никакой…».
Такое место в Павлограде, во всяком случае в начале XX столетия, уже существовало. Это был городской сад, расположенный в центре города, рядом со Свято-Вознесенским собором, между, с одной стороны, зданием Городской Думы на улице Шалинской, и, с другой стороны, зданием Офицерского Собрания на Полицейской улице. Павлоградцы называли это место «бульваром». Его блестящее описание оставил Борис Захава:
«Городской бульвар» играл важную роль в жизни павлоградцев. По вечерам, стуча медными тарелками, ухая большим барабаном и заливаясь кларнетом, гремел, вздыхая и охая, военный духовой оркестр 135-го Керчь-Еникольского полка…
Если бы в те времена в один из прекрасных летних вечеров мы решили бы прогуляться под звуки духового оркестра по главной аллее, нам пришлось бы двигаться крайне медленно - настолько густой была толпа в эти часы.
Но зато мы имели бы полную возможность заняться изучением своеобразных вкусов павлоградских дам и девиц, щеголявших своими нарядами, и, вдыхая аромат духов и пудры, смешанный с запахом пота, наблюдать, как офицеры, чиновники и гимназисты старших классов, изящно поддерживая под руку своих дам или же предоставив им в качестве опоры грациозно согнутую в локте руку, нашептывают слова, долженствующие выразить всю глубину их благороднейших и нежнейших чувств.
Когда время подходило к полуночи, толпа начинала редеть, и мы могли бы свернуть в боковую аллею и, пройдя ее до конца, упереться в притаившееся среди густых зарослей затейливое деревянное строение с большой верандой. Это был павлоградский летний ресторан. Именно сюда устремлялись в полуночный час наиболее почтенные и состоятельные горожане, чтобы после обильного ужина с разнообразными возлияниями, испытать счастье, гоняя по зеленому полю бильярдные шары, или же скоротать ночку, сидя с картами в руках за ломберными столами.
Впрочем, кроме бульвара с его рестораном, павлоградцы в летнее время пользовались развлечениями, которые предоставляла им река Волчья. На ней были устроены отличные купальни - отдельно мужская и женская (совместное купанье на пляже в те времена не практиковалось, ибо считалось непристойным); кроме того, каждый мог взять напрокат лодку - катанье на лодках было широко распространено среди павлоградцев и в праздничные дни река густо покрывалась множеством двигающихся в разных направлениях лодок.
Когда наступала зима и снег первозданной белизны прикрывал все прорехи и несовершенства города, павлоградская молодежь с коньками в руках устремлялась по главной улице вниз, к реке, где ежегодно устраивался большой каток; там, под звуки того же военного оркестра, вдохновенно исполнявшего меланхолические вальсы, офицеры и гимназисты легко скользили по гладкой поверхности, крепко держа крест-на-крест за руки своих миловидных дам и раскрасневшихся девиц в длинных широких юбках, коротеньких меховых кофточках в талию и круглых шапочках на голове. Если к этому прибавить взлетающие время от времени к небесам фейерверки, рассыпающиеся зонтами, состоящими из множества разноцветных огней - то общая картина будет весьма привлекательной».
Добавим к этому чудо цивилизации, которое Борис Захава, отправившийся в кадетский корпус, уже не застал - биоскоп - синематограф "Чары", построенный на улице Шалинской за Городской Управой. Таким образом, рассмотрев процес формирования социокультурной среды Павлограда в начале ХХ столетия, мы можем констатировать, что на момент возникновения (1784 год) город еще не имел специфически городской инфраструктуры: образовательных, общественных и развлекательных учрежденийи заведений. Описание 1799 года не содержит упоминаний, даже, про «питейные заведения». По данным 1824 года в городе действуют 8 «питейных домов». Такая ситуация, с незначительными изменениями, остается стабильной до 70-х годов XIX века. Земская и Городская реформы (а также посторойка Лозово-Севастопольской железной дороги) подталкивают процесс модернизации. Развитие государственного аппарата и органов местного самоуправления требуют увеличения количества образованных людей. Поэтому в городе появляются средние учебные заведения - сначала мужская, а потом и женская, прогимназии. Именно с этого момента развитие социокультурной инфраструктуры начинает ускоряться. В городе начинает формироваться прослойка интеллигенции. Его основу составляет преподавательский состав прогимназий (вскоре - гимназий). Добавим к нему земских деятелей - врачей, агрономов, статистиков. Добавим чиновников местных государственных органов. Добавим группу гимназистов и выпускников гимназий, которая постоянно увеличивается. Добавим офицеров расквартированного в городе
135-го пехотного Керчь-Еникольского полка.
Такое количественное увеличение образованного слоя городских жителей дает и качественный эффект. В конце XIX века появляется театральный кружок, строится Народная аудитория, в которой проводятся спектакли и балы, под музыкальное сопровождение военного оркестра проводятся гуляния летом и катания на коньках зимой, основными действующими лицами которых были молодые офицеры и чиновники, гимназисты и гимназистки.
В начале XX века быстро развивается типографская сеть, появляются собственные авторы, которые публикуют книги в павлоградских издательствах. Наконец, появляется павлоградская пресса. В городе появляются политические кружки, а затем, после легализации, и ячейки политических партий. Развивается сеть общественных организаций, таких, как Городское собрание или «обществ вспомоществования учащимся» учебных заведений.
Все это: формирование групп, клубов, объединений, товариществ, которые создаются горожанами, цивилизованных способов проведения ими досуга, появление городских культурных субъектов: пистелей, художников, актеров - и способов самовыражения: прессы, театра, издательского дела - и является признаками полноценного формирования социокультурной среды. Эти процессы начинаются в Павлограде в 70-е годы XIX столетия, набирают ускорение в 90-е годы и дают нам возможность утверждать, что в начале XX века уездный Павлоград имел большинство признаков наличия городской социокультурной среды модерного типа.
To be continued To go back