Было-стало

Dec 16, 2012 15:55

люблю такое - чтоб было понятно что мы видим и как это соотносится с тем, что было








Реставрация, к стати, совершенно фантазийная. Церкви в чем-то повезло, у нее сохранились своды и даже кокошник верхнего яруса был собран из оставшегося строительного мусора. Но стены всех трех соборов конца XIV-начала XV века, дошедших до наших дней в целости и сохранности, пирамидально наклонены внутрь. Соответственно (в соборах Троице-Сергиева и «на Городке» - под таким же углом) сужаются кверху и их барабаны. Стены же Спасского собора (за исключением нижних двух третей наружной стены средней апсиды - рис. 12) вертикальны, но, несмотря на это, Б.А.Огнев предусмотрел сужение барабана кверху. Эту позицию исследователя поддержали и авторы натурной реконструкции 1959-1961 годов (см. рис. 4 и 5).



Рис. 12. Хорошо видно, что наклон средней апсиды Спасского собора заканчивается примерно на двух третях ее высоты.

Но выведение вертикальной кладки по отвесу и возведение наклонных стен - две абсолютно различные технологии строительства. Вторая технология (возведение наклонных стен) является существенно более сложной, требует несравненно более высокой квалификации мастеров. Пирамидальный наклон стен четверика и барабана внутрь выполнял две задачи: во-первых, создавал ощущение «устремления» храма вверх (характерное для западноевропейской готики, современной храму20); во-вторых, обеспечивал его повышенную надежность (скошенные стены обеспечивали равномерное распределение нагрузок21).
Зодчему, строившему Спасский собор Андроникова монастыря, удалось достичь аналогичных результатов гораздо более простым и экономным способом: при вертикальных стенах понизить угловые компартименты. Последние, во-первых, усилили «готическое» ощущение уменьшения масс здания с высотой; во-вторых, стали играть роль контрфорсов и существенно повысили надежность храма. Надо было вот так zagraevsky.com/andron_hist.htm


Или вот другой пример






и вот






Во время раскопок в земле у западного фасада здания под окнами Казенной палаты были обнаружены многочисленные фрагменты красноглиняных печных изразцов XVI века. Сюжеты изразцов восходят к мотивам древнейшей мифологии: растительный орнамент соседствует здесь с изображениями фантастических зверей и «мирового древа», подпирающего небесный свод. Эта находка позволила воссоздать уникальную печь, упомянутую в старых описях. Русская печь со встроенным камином и пристенные лари-«рундуки» в сочетании с английской мебелью и утварью шекспировской поры придают залу тот своеобразный колорит, которым отличался уклад жизни иноземцев в Московской Руси. http://dslov.narod.ru/mos/mm12.htm


Белокаменный подклет (подвал), сооружённый в начале XVI века, является старейшей частью здания. Он имеет «бочкообразный» свод, который покоится на мощных стенах толщиной до двух метров. Подклет служил для хранения товаров, которые спускались с улицы через специальный загрузочный люк в стене. Глубокий подвал позволял уберечь припасы от стужи, от летнего зноя и от нередких московских пожаров. До наших дней сохранились крохотные оконца, едва выступающие над поверхностью земли, неровные ступени стертой древней лестницы, ведущей в подклет, и «печуры» - стенные ниши, игравшие роль своеобразных шкафов. http://dslov.narod.ru/mos/mm12.htm


Я уверен, что 2-х метровые стены надежно сохранили следы свода, но даже на этой маленькой фотографии видно, что от загрузочного люка остался лишь след в стене, арка и углы выложены заново. А это значит, что и свод тоже не торт...

------------
http://moscowwalks.ru/2011/09/01/samye-starye-doma-moskvi/
http://arhiv-palat.livejournal.com/12580.html

аритектурно, археологическое

Previous post Next post
Up