Впервые я узнала об этом фильме от
rosvet .
Она писала о нем с такой любовью и нежностью, что мне захотелось немедленно его увидеть.
И я увидела его, чуть позже, на экране старенького телевизора, искажающего картинку посередине, в дублированном варианте (ненавижу дубляжи) и не сначала. Вообщем, ничто не предвещало удовольствия. Но я его получила. О, да! я его получила, не смотря на насмешки брата, который интересовался, какую надо курить травку, чтобы смотреть такие фильмы (глупец! хотя, в душе он добрый мальчик), не смотря на деформированную картинку и неродные голоса персонажей. Ничто не в силах было уничтожить эту удивительную, непередаваемо-прекрасную атмосферу фильма, это неуловимое нечто, печальное и радостное одновременно, которое обволакивает вас с самых первых кадров (простите, не получается без пафоса). Я уж молчу об актерах, и особенно, о маленькой актрисе, игравшей главную роль. Она не играла, а прожила свою роль настолько естественно, будто это были документальные съемки скрытой камерой.
В конце фильма у меня было лишь одно желание: пересмотреть его, но уже на хорошем экране и в оригинальной версии. Что я и сделала десять дней спустя.
И теперь я фан навеки.
И как истинный фан, прочитала все, что смогла найти в интернете, о "Запределье".
И как добрый шпион, делюсь с вами нашпионеным совершенно безДвозДмезДно.
Вот.
Сначала интересная статья-анализ с одного
французского сайта.
(Простите за корявый перевод, мы шпионы, а не лингвисты.)
И еще маленький довесок из интересных фактов о фильме и его создателе Тарсеме Сингхе.
THE FALL : PATCHWORK CINÉPHILE
В "Запределье" (
The Fall), полнометражном фильме Тарсема Сингха, с данного кадра начинается превращение реальности в фантазию, прыжок в преисподнюю. Это происходит в тот миг, когда маленькая девочка ( Катинка Унтару) следует за "человеком-рентгеном" (словно за белым кроликом из "Алисы в стране Чудес") в коридорах госпиталя в Лос-Анджелесе, в 20-е годы. Его внушающий ужас наряд будоражит ее воображение, приняв форму армии злых испанских солдатов.
Создатель "Клетки" (Тhe Cell) пошел по тому же пути, что и его героиня, фантазируя свой фильм из виденного им ранее, создавая тем самым поразительнейшие эффекты.
THE FALL
При поддержке Дэвида Финчера и Спайка Джоунса, Тарсем Сингх ищет вдохновения у Рона Фрикa (Baraca), Питера Брука (The Mahabharata), Алехандро Ходоровски (El Topo) и Пьера Паоло Пазолини (Il fiore delle Mille e una Notte). Цель одна: преподнести элитную культуру через историю дружбы маленькой девочки в гипсе, которая не любит скучать, и прикованным к постели каскадером (Ли Пейс). Вместе они придумывают лигу выдающихся джентельменов и их приключения, как бы ограждая себя этим от жестокости окружающего мира. Взяв за основу фильм режиссера Зако Хаския Yo Ho Ho!, Сингх ставит себя на место ребенка и приглашает зрителя в воображаемый мир, полный сюрреализма и символизма, но не предавая им какого-то смысла, а только во имя и на благо силы образа, картинки, а значит - магии кино. Он представляет "Запределье" как новые "Приключения Барона Мюнхгаузена" Терри Гиллиама, с такой же смесью реализма и галлюцинаций, наивности и жестокости. Что способно вызвать как раздражение, так и восхищение.
THE FALL
ELEMENT OF CRIME
THE FALL
ELEMENT OF CRIME
THE FALL / ELEMENT OF CRIME / ANDREI RUBLEV
Прежде чем приступить к сценарию, Тарсем Сингх знал, что хочет черно-белых кадров во вступлении. К слову, у него уже были похожие попытки 10 лет назад в одном рекламном ролике под ту же симфонию Бетховена и с такой же высокоскоростной камерой Photo-Sonics. ПО его словам, он искал "хаос с минимальной энергией". По иронии судьбы, "Антихрист" Ларса Вон Триера использует похожий консепт для передачи оргазма супружеской пары замедленными кадрами в тот момент, когда их ребенок прыгает в пустоту под музыку Генделя. Не смотря на то, что "Запределье" было снято раньше "Антихриста", Тарсем Сингх использовал некоторые моменты из "Элемента Преступления" (1985) того же Вон Триера, который с помощью фото-сепии экспериментировал похожее ватное оцепенение сна наяву. Тот же труп лошади, извлеченный из воды. Здесь прослеживается влияние Тарковского, которому Сингх отдает дань уважения через "camera obscura", проецирующую на стене кадр из "Андрея Рублева".
THE FALL / BARAKA
Тарсем Сингх испытал эстетический и эмоциональный шок, открыв для себя документальный фильм "Барака" Рона Фрикa. Уникальнейший фильм, в котором собраны богатства, цвета, лица и пейзажи Танзании, Китая, Бразилии, Японии, Кувейта, Камбоджии, Ирана и Непала.
THE FALL
BARAKA
Там солнце ищет свое место среди облаков, обезьянка греется в воде, монах пробирается сквозь толпу, звеня в колокольчик, пристально глядят мужчины и женщины, духовно причащается племя. Если бы Бодлер жил в прошлом веке, он бы стал инициатором этого путешествия, ведущего к отрешению, парящего в недостуных сферах. Нечто возвышенное, отсылающее человека к его истокам, насыщающее его вечностью.
THE FALL
BARAKA
THE FALL
BARAKA
Сингх копирует Рина Фрикa чтобы добиться таких же ощущений пространства и одиночества, сопровождая свой замысел музыкой Кришны Леви, близким к репертуару Филипа Гласса. Между работой над сценарием, съемками и пост-съемочным производстом, Сингху понадобились годы, чтобы добиться наконец поставленной цели.
THE FALL
BARAKA
THE FALL / EL TOPO
Без сомнения, то, что привлекает Тарсема Сингха в фильмах Алехадро Ходоровски, это сюрреалистические образы. El Topo (Крот) является хранилищем идей, и Сингх берет их как в композицию кадров, так и в костюмы и маски персонажей. Он умышленно оставляет лишь поверхностное ( основные цвета, очищеные кадры) и отбрасывает разрушение, провокацию, секс и наркотики. Не в силу пуританства, а лишь потому, что этим элементам нет места в эпической истории, создаваемой двумя главными героями. Хотя, некоторые кровавые моменты имеют место быть.
THE FALL
EL TOPO
THE fALL / FRIDA
THE FALL
FRIDA
Тарсем Сингх многое взял и у Джули Тэймор. Он не только видел "Титуса", ее первый полнометражный фильм, воспетый за смесь экстравагантного китча и крайнюю жестокость действий, но так же и "Фриду".
Из Титуса Тарсем берет расположение героев в пустынном пространстве. Из "Фриды" - сцену хирургической операции, выполненную анимационно. Сингх даже вышел на связь с братьями Куай, чтобы те создали ему такую же анимацию, но братьям не хотелось повторять уже сделанноне для Тэймор. С досады он обратился к другим братьям-близнецам: Кристофу и Вольфгану Лаунштейн.
THE FALL
FRIDA
THE FALL / THE FOUNTAIN
THE FALL
THE FOUNTAIN
Многие сравнивали "Источник" Даррена Аронофского с "Солярисом" Тарковского, не смотря на то, что Аронофски никогда не видел ни одного фильма русcкого режиссера. Напротив, его общими с Тарсемом Сингхом ориентирaми является Алехандро Ходоровски, "Барака" - один из любимых фильмов, а так же "Священная гора" и El Topo, служившиe ему моделями.
THE FALL
THE FOUNTAIN
Во время съемок "Источника" (The Fountain), Аронофски стремился устонавливать камеру таким образом, чтобы играть переходом из света в тьму и наоборот. На протяжении всего фильма виден золотистый свет, который сопровождает эти переходы. Одновременно с этим, камера движется в форме креста, с востока на запад и с севера на юг. Мы частично находим подобное и в "Запределье".
THE FALL / MILLE E UNA NOTTE
THE FALL
1001 NOTTE
THE FALL
1001 NOTTE
В комментариях к фильму, Тарсем Сингх признается во влиянии Пазолини, проявляющемся в костюмах и символах. В свое "Запределье" он вливает "Тысячу и Одну ночь", не делая однако намека на сексуальность - неотъемлемую составляющую фильмов Пазолини.
THE FALL / A CLOCKWORK ORANGE
THE FALL
A CLOCKWORK ORANGE
Чарльз Дарвин, один из героев "Запределья", "одолжил" некоторые детали одежды у Алекса де Ларжа (Малькольма Макдауэлла) в "Механическом апельсине".
THE FALL / THE MAHABHARATA
THE FALL
THE MAHABHARATA
Махабхарата одна из самых древних книг в истории человечества. В ней около 12 000 страниц (почти в 15 раз больше, чем в Библии) и более 100 000 стихов. Написанная на санскрите, Махабхарата является источником всех мифов, религии, мышления и истории индийской культуры. Одноименный фильм Питера Брука повествует в нескольких главах историю родственных семей, Пандава и Каурава, воюющих друг с другом за господство над миром. Множество героев погибает, один за другим, во время ожесточенных боев. Победители остаются одни в опустошенном мире. 36 лет счастливого царствования приведет героев в Рай, мир мечты.
В "Запределье" пронзенное стрелами тело отсылает нас к "Махабхарате".
THE FALL / LE FABULEUX DESTIN D'AMELIE POULAIN
THE FALL
LE FABULEUX DESTIN D'AMELIE POULAIN
Жан-Пьер Жёне всегда с пренебрежением относился к работам Тарсема Сингха, уличая последнего в использовании в своих клипах и рекламных роликах находок , найденныx в сотрудничестве с Марком Каро. Есть вероятность того, что он опять разочаруется, увидев в героине "Запределья" изящество Амели Пулэн. Уже в первых 10 минутах Сингх "вколачивает последний гвоздь", дав в руки своей героинe коробочку личных сокровищ, столь милую сердцу Амели.
К счастью, Сингх не снял свой фильм на Монмартре.
THE FALL / ZABRISKIE POINT
THE FALL
ZABRISKIE POINT
В своих аудио-комментариях к фильму Сингх характерезует данный отрывок, как "Антониониновским". Лишь потому, что снимал его в Долине Смерти, там же, где Антонинони снял свой Zabriskie Point.
THE FALL / COUSTEAU
В "Запределье" Сингх использует известный кадр, который он когда-то использовал в создании ролика для Кока Колы более 10 лет назад. Изначально, он нашел его в документалном фильме Жака-Ива Кусто, где так же можно увидеть плывущего слона.
THE FALL THE FALL / THE THIRD OF MAY (GOYA)
THE FALL
Влияния, оказанные на Сингха, не только кинематографичны. Он любит черпать вдохновение и в живописи. Например, в "Клетке", где он воспроизводит на экране картины Гойи. В "Запределье" он передает в движении "3 мая" (1808), картину, изображающую расстрел мадридских патриотов армией Наполеона. Драматизм и напряжение композиции усилены резким светом, направленном на участников действия.
В "Запределье" это немного фривольная интерпретация в сцене трагической смерти одного из вымышленных героев.
Факты о фильме:
1.В целях реализма, Тарсем Сингх попросил актера Ли Пэйса сделать вид, что он действительно не может ходить, в течении первых 2 месяцев съемки. Режиссер таким образом добивался максимальной аутентичности от юной актрисы, Катинки Унтару, и самого Ли Пэйса. Сам актер заявил чуть позже, что впал в депрессию в течении этого эксперимента, не только потому, что не мог вставать с инвалидной коляски, но и потому что пришлось лгать всей съемочной команде.
2."Запределье" и его making-of - единственные фильмы, производства компании Googly Films. Сама же компания, созданная исключительно для производства "Запределья", несколько раз незаметно появляется в фильме в виде приговорки, придающей смелости героине: "googly, googly!".
3.Фильм снимали в 24 странах и все пейзажи, города и дворцы в нем реальны и сущестуют на самом деле. Никакой компьютерной графики!
Несколько фактов о Тарсеме Сингхе:
1.Родился в Индии, в 24 года переехал в США. Из личных воспоминаний:
В Индии я увидел книгу под названием «Путеводитель по киношколам Америки» и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь. Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анжелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств. Отец думал, что я собираюсь в Гарвард. Когда я позвонил ему и сказал, что буду изучать кино, он ответил: «Ты для меня больше не существуешь».
2.Окончил художественный колледж в калифорнийском городе Пасадина и начал карьеру клипмейкера в 90-х. Один из самых известных клипов
Losing My Religion для R.E.M (мой любимый клип!)
На стилистику этого клипа, по признанию режиссёра, во многом повлияли образы картин Караваджо и фильмов Тарковского. (мы уже в курсе)
3.В настоящее время живёт в Лондоне и Лос-Анжелесе. Должен выступить режиссёром фильма «Война богов» по древнегреческим мифам, посвящённым подвигам Тесея.
Click to view