«Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Который напал на тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших (что шли) позади, а ты был утомлен и изнурен, и не убоялся он Бога. И будет, когда Господь, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес. Не забудь!»
(Дварим, 25:17-19).
Исход из Египта сопровождался чудесами. Египетские казни были «курсом лечения» как для египтян, так и для евреев, которые так долго гнили в Египте, что тоже стали служить идолам и были все не обрезаны. Надо было открыть глаза и тем, и другим, показать им, что есть Бог, есть Властелин над миром. Поэтому Всевышний нанес по Египту десять ударов - дал ему десять уроков. Например, главным идолом в Египте была река Нил - поэтому два из первых трех ударов («уроки» разбиты на группы: три, три, три и один) были нанесены по Нилу: вода превратилась в кровь, сушу заполонили лягушки, вышедшие из реки.
К концу десяти египетских казней евреи стали верующими. Да и многие другие народы призадумались о Боге. Амалек со своей ведущей идеей - неверием в силы выше природных - «не боялся Бога». И решил «разоблачить миф»: пришел в пустыню, напал на евреев, ведомых Всевышним, чтобы показать, что не так уж это страшно. Амалек был разбит, но страх перед евреями как перед народом Бога был поколеблен.
В имени «Амалек» - два корня: «ам» (народ) и «лак» (лакать). Амалек - «народ, лижущий (кровь)». Народ, не просто убивающий, но убивающий терзая - наслаждающийся убийством.
Гематрия (численное значение букв в слове) «Амалек» равна гематрии слова «сафек» (сомнение). Главное дело Амалека - сеять сомнение в сердцах евреев: «Кто сказал, что Бог есть? Кто сказал, что Тора от Бога?» А дальше уже идет: «Вовсе не обязательно молиться. Необязательно соблюдать субботу. Можно и так быть евреем…» - и все прочее, что мы, к несчастью, не раз слышали.
Амалек охлаждает сердца. Сказано о нем: «Который напал на тебя в пути» - «ашер карха ба-дерех». Это можно понимать и как «который охладил тебя в пути» («кор» - «холод», «карха» - и «напал на тебя», и «охладил тебя»). «В пути» - в том долгом пути, которым мы и сегодня идем...
Рав Ицхак Зильбер
Шабат ШАЛОМ ве-Хаг ПЕСАХ САМЕАХ всем-всем-всем!