Е. Бабенко
Символизация матки и роды: шаманизм и психоанализ(Работа на тему «Символы в антропологии» по курсу «Социальная антропология»)
"Темой нашего очерка будет рассмотрение процедуры символизации (переноса) на примере работы матки как символа. Мы ссылаемся главным образом на «Структурную антропологию» К.Леви-Строса, в особенности на главу «Эффективность символов». Также, на основе используемого в ней материала шаманской песни-заклинания В. Подорога в «Феноменологии тела» дает некоторые топологические положения, без учета которых терапевтическая эффективность символической роботы,1 как он полагает, была бы невозможна. Объектом рассмотрения в данном очерке является символ матки (Муу), которая, согласно Леви-Стросу2, есть сила, ведающая формированием плода, а трудные роды объясняются, в свою очередь, тем, что Муу как властная субстанция овладевает пурбу, «душой» (двойником) роженицы. Поэтому, поиск «похищенной души» является задачей шамана, прибегающего для этой цели к символизацию органа, который и предстает как источник родовой боли. [...]
Можно сказать, что песнь представляет собой как бы психологическую манипуляцию с больным органом и что выздоровление ожидается именно от этой манипуляции.
Таким образом, мы имеем противопоставление больного тела и тела излеченного, вновь вводимого шаманом в общий символический порядок благодаря тому, что роженица «вступает в символ», как на то указывает Подорога.3 Подобное «тело в символе» и будет предметом нашего анализа, в котором мы надеемся совместить антропологический материал Леви-Строса (с его же психоаналитическими умозаключениями о подобии шаманизма и психоанализа) и эффективность использования символа матки в феноменологическом телесном опыте родов.
via
raschool