Детские слезы никого не оставляют равнодушным Маленькие дети порой представляют собой загадку для родителей. Не всегда понятно, о чем он думает, как он воспринимает то или иное, какую ждать реакцию на свои слова, как лучше поступить в разных ситуациях. Давайте попробуем разобраться, что же происходит в душе родителя малыша в сложной ситуации. Есть одно заблуждение, которое вольно или невольно допускают родители в отношении своих (а вообще-то и чужих) детей-дошкольников, и которое сильно мешает.
Из этой ошибочной установки проистекает множество бед. Даже если на сознательном уровне родитель абсолютно согласен с тем, что дети иногда плачут даже у хороших родителей, это не отменяет факта, что это убеждение может действовать исподволь.
Например, что чувствует мама ребенка лет пяти, если ее малыш расплачется в магазине из-за некупленной игрушки? Возможно, она почувствует себя виноватой, что не может (не хочет) исполнить все желания ребенка, возможно, она разозлится на ребенка за его «ненасытную жадность» или «эгоизм» или «нежелание понять». А может, она смутится, почувствовав себя в центре внимания окружающих, которые смотрят на нее с любопытством и осуждением(?).
Нелегко выдерживать эмоциональное напряжение, когда малыш прилюдно заливается горькими слезами
Почувствует ли она себя в этот момент плохой матерью? (ведь именно об этом как бы кричит малыш). Будет ли она напугана силой чувств своего ребенка? Вся эта сумятица материнских чувств в ответ на слезы (или вопли, или истерику) ребенка должна быть как-то оперативно матерью переработана, чтобы как-то в этой ситуации быть. Труднее всего сохранять спокойствие, хотя именно это обычно и советуют. Посмотрим, что может предпринять мать, чтобы справиться с ситуацией. Решит ли мать, что ребенок должен немедленно умолкнуть, чтобы не подвергать ее неприятным переживаниям? Или, как еще говорят иногда «не позорить ее перед людьми». Что тогда?
Купит ли она немедленно все, что попросил ребенок? Как она почувствует себя тогда? Доброй феей, которая может мгновенно сделать счастливым такого несчастного всего минуту назад ребенка? Почувствует ли она себя проигравшей в неравной борьбе с ребенком, как будто он заставил ее делать то, что она не желала? Будет ли она зла на него за то, что он вынудил ее купить эту вещь? Будет ли она мстить ему за его выходку? Если да, то как? Со злостью сунет ему в руки купленное? Бросит раздраженно: «Получи свою ерунду!!! Теперь ты доволен?» Упрекнет: «Ну вот, молодец, добился своего, теперь у нас не осталось денег на продукты!» Или будет едко и изощренно высмеивать ребенка всю дорогу домой за купленную вещь?
А может, мама все же воздержится от покупки? Что тогда? Чувствует ли она потребность «немедленно заткнуть» вопящего ребенка? Тогда какой способ она выберет? Раньше было принято как-то нашлепать, например… Но сейчас уже все знают, что это непедагогично, и применять физические наказания, попросту говоря бить ребенка, при других людях вроде бы неприлично. Хотя, наверно, нет такой матери которая ни разу не испытала желания шлепнуть ребенка. Но хорошо, что становится все больше матерей, которые, несмотря на подобные свои желания, все же воздерживаются от их реализации (не только на людях, но и дома, когда их никто кроме ребенка не видит).
Тогда что, отругать, пристыдить, обвинить? Или оправдываться, лишь бы не чувствовать себя «бессердечной матерью»: «пойми, нет денежек, виновата, заработаю и все куплю завтра?» Или мама решит на большой скорости выбежать из магазина, волоча за собой упирающегося ребенка?
Брать ли дошкольника с собой в магазин? А вдруг он устроит истерику?
Что могло бы помочь родителям в этой напряженной по эмоциональному накалу ситуации сохранить необходимое спокойствие (хотя бы его остатки)? Если бы мама была уверена в том, что она все равно хорошая мама для своего ребенка. Тогда у нее было бы больше возможностей посочувствовать переживаниям ребенка, сказать: «да, ты расстроен, ты злишься, ты хочешь игрушку (конфету, шарик), но я не могу ее тебе сейчас купить, мне жаль». Хорошо бы еще было успеть сказать это до того, как истерика набрала обороты, когда ребенок уже не слышит никого кроме себя.
Ребенок имеет право плакать.
Так он устроен, что он не может никогда не плакать.
И задача родителей - помочь ему пережить эти чувства, а не «немедленно прекратить» их.
Татьяна Панкова: клинический психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт.
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в онлайн-воркшопах Олега Калины и Татьяны Панковой "Базовые понятия психоанализа в технике современной психоаналитической психотерапии".
Мы предлагаем вам новый, не имеющий аналогов интерактивный формат работы, сочетающий в себе обучающий и супервизионный процесс. Группа будет полезна как начинающим, так и опытным психоаналитически ориентированным практическим психологам и психотерапевтам.
Предварительная информация
Начало: февраль-март 2017 года.
Для получения дополнительной информации пишите:
Координатор дистанционного обучения - Елена Хандурова
elena.khandurova@gmail.com
Цель группы: освоение и прояснение базовых понятий психоаналитической теории и техники и научение основам применения этих положений в практике психотерапевтической работы с детьми и взрослыми пациентами.
*******
СОДЕРЖАНИЕ ОНЛАЙН-ВОРКШОПОВ:
Воркшоп состоит из блоков. Каждый блок состоит из 4 занятий по 2 часа каждое. Слушатели получат набор статей классиков психоанализа и современных авторов, которые будут обсуждаться в ходе занятия. Первый час воркшопа - это свободная дискуссия по прочитанной статье, касающейся базовых понятий психоанализа и психоаналитической техники, Ведущие ответят на вопросы участников. Второй час - супервизия случая детской или взрослой психотерапии, который представляет один из участников группы.
По завершению воркшопа участникам будет предоставлен доступ к записи его первой части (обсуждение статьи). Супервизии записываться не будут.
Чтобы стать участником воркшопов, необходимо иметь:
- компьютер или ноутбук (не планшет и не смартфон!)
- стабильное интернет-соединение (не мобильное подключение!) со скоростью не менее 2 Мбит/сек на входящее и исходящее соединение
- гарнитуру (наушники и микрофон)
Организационный взнос:
- 6800 рублей за каждый блок воркшопов (4 воркшопа) всем желающим
- 6000 рублей за каждый блок воркшопов (4 воркшопа) участникам программ "Дебют в психоаналитической психотерапии" и "Психоаналитический подход в работе с типичными проблемами развития в детском и подростковом возрасте"
Предварительные темы блоков:
Блок 1. Бессознательное
Блок 2. Сновидения
Блок 3. Теория влечений
Блок 4. Тревога
Блок 5. Эдипов комплекс.
Блок 6. Травма.
Блок 7. Перверсии.
Блок 8. Женская сексуальность.
Блок 9. Сложные этические ситуации в работе психолога.
Блок 10. Перенос и контрперенос.
О ведущих:
Олег Калина: Лауреат национальной премии по психологии "Золотая психея", психолог, психоаналитический психотерапевт, доцент, канд.психол.н., специалист высшей категории, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ, аппликант учебной группы психоаналитиков IPA, автор 2 монографий по клинической психологии (в т.ч. "Трудно быть ребенком" (в соавт. с Т. В. Панковой))
Опыт консультативной и психотерапевтической работы - более 14 лет.
Татьяна Панкова: клинический психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт. Соавтор монографии "Трудно быть ребенком: детско-взрослый психологический словарик", автор научно-популярных статей по вопросам детской психологии и взаимоотношений детей и родителей, ведущая колонки "По ту сторону кино" на сайте "Планета психологии". Опыт личного психоанализа у аналитика IPA (Международной психоаналитической ассоциации), и групповой психотерапии у аналитика IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии).
Опыт консультативной и психотерапевтической работы 14 лет
Предварительная информация
Начало февраль-март 2017 года.
Для получения дополнительной информациии пишите:
Координатор дистанционного обучения - Елена Хандурова
elena.khandurova@gmail.com
____
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в онлайн-воркшопах Олега Калины и Татьяны Панковой "Базовые понятия психоанализа в технике современной психоаналитической психотерапии".
Мы предлагаем вам новый, не имеющий аналогов интерактивный формат работы, сочетающий в себе обучающий и супервизионный процесс. Группа будет полезна как начинающим, так и опытным психоаналитически ориентированным практическим психологам и психотерапевтам.
Предварительная информация
Начало: февраль-март 2017 года.
Для получения дополнительной информации пишите:
Координатор дистанционного обучения - Елена Хандурова
elena.khandurova@gmail.com
Цель группы: освоение и прояснение базовых понятий психоаналитической теории и техники и научение основам применения этих положений в практике психотерапевтической работы с детьми и взрослыми пациентами.
*******
СОДЕРЖАНИЕ ОНЛАЙН-ВОРКШОПОВ:
Воркшоп состоит из блоков. Каждый блок состоит из 4 занятий по 2 часа каждое. Слушатели получат набор статей классиков психоанализа и современных авторов, которые будут обсуждаться в ходе занятия. Первый час воркшопа - это свободная дискуссия по прочитанной статье, касающейся базовых понятий психоанализа и психоаналитической техники, Ведущие ответят на вопросы участников. Второй час - супервизия случая детской или взрослой психотерапии, который представляет один из участников группы.
По завершению воркшопа участникам будет предоставлен доступ к записи его первой части (обсуждение статьи). Супервизии записываться не будут.
Чтобы стать участником воркшопов, необходимо иметь:
- компьютер или ноутбук (не планшет и не смартфон!)
- стабильное интернет-соединение (не мобильное подключение!) со скоростью не менее 2 Мбит/сек на входящее и исходящее соединение
- гарнитуру (наушники и микрофон)
Организационный взнос:
- 6800 рублей за каждый блок воркшопов (4 воркшопа) всем желающим
- 6000 рублей за каждый блок воркшопов (4 воркшопа) участникам программ "Дебют в психоаналитической психотерапии" и "Психоаналитический подход в работе с типичными проблемами развития в детском и подростковом возрасте"
Предварительные темы блоков:
Блок 1. Бессознательное
Блок 2. Сновидения
Блок 3. Теория влечений
Блок 4. Тревога
Блок 5. Эдипов комплекс.
Блок 6. Травма.
Блок 7. Перверсии.
Блок 8. Женская сексуальность.
Блок 9. Сложные этические ситуации в работе психолога.
Блок 10. Перенос и контрперенос.
О ведущих:
Олег Калина: Лауреат национальной премии по психологии "Золотая психея", психолог, психоаналитический психотерапевт, доцент, канд.психол.н., специалист высшей категории, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ, аппликант учебной группы психоаналитиков IPA, автор 2 монографий по клинической психологии (в т.ч. "Трудно быть ребенком" (в соавт. с Т. В. Панковой))
Опыт консультативной и психотерапевтической работы - более 14 лет.
Татьяна Панкова: клинический психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт. Соавтор монографии "Трудно быть ребенком: детско-взрослый психологический словарик", автор научно-популярных статей по вопросам детской психологии и взаимоотношений детей и родителей, ведущая колонки "По ту сторону кино" на сайте "Планета психологии". Опыт личного психоанализа у аналитика IPA (Международной психоаналитической ассоциации), и групповой психотерапии у аналитика IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии).
Опыт консультативной и психотерапевтической работы 14 лет
Предварительная информация
Начало февраль-март 2017 года.
Для получения дополнительной информациии пишите:
Координатор дистанционного обучения - Елена Хандурова