Доклад Хребтовой Нины
: «Утешение литературой. Восстановление связей и обретение смыслов на перекрестках миров Харуки Мураками».
Этот доклад представляет собой символическую дань благодарности Харуки Мураками. Тема связей - главная тема творчества Мураками. Исцеление, воссоединение собственных нарушенных связей. Обращение к теме связей у автора доклада вызвала ассоциация с теорией функциональных систем Петра Кузьмича Анохина.
Эта модель описывает структуру поведения, согласно которой принцип функциональной системы - это объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта. Принцип работы функциональной системы описывает ее как самоорганизующее образование, в состав которого входит обратная информация о полученном. Эта теория больше подходит для описания нейрофизиологических функций организма, но автор доклада рискнула экстраполировать ее на протекание глубинно-психологических процессов. Например, выделяемые в данной теории системы первого типа обеспечивают гомеостаз за счет имеющихся внутренних ресурсов организма, не выходя за его пределы. В контексте аналитической психологии с этими системами можно соотнести юнговские части души.
Системы второго типа поддерживают гомеостаз за счет изменения поведения, взаимодействия с внешним миром и лежат в основе различных типов поведения. Здесь мы имеем дело с разными способами и способностями человека к коммуникации, образованию и поддержанию взаимосвязей. Именно нарушение последнего способа поддержания душевного гомеостаза, коммуникации наиболее проявлено в произведениях Мураками. Многие из его героев как будто бы по собственной воле воздвигают некие границы. Других героев сподвигают к этому запредельные переживания. Большинство героев произведений Мураками пережили различные душевные травмы разной степени тяжести, которые очень сильно изменили их. Как следствие, включаются регрессивные психологические защиты.
Дональд Калшед очень точно описал механизм одной из подобных защит: «В этом состоит одна из основных целей диссоциативной защиты - временная фрагментация переживания, в том числе, внутреннее отделение Эго или де-катексис его функций, отвечающих за взаимодействие с внешним миром, что приводит к состоянию психического оцепенения. Это требует внутренней атаки на саму способность к переживанию, что означает «нападение на связи» между аффектом и образом, восприятием и мышлением, ощущением и знанием. В итоге переживание лишается смысла, связанные воспоминания дезинтегрированы, процесс индивидуации прерван.
Что касается нарушения гомеостаза, поддерживаемого за счет имеющихся внутренних ресурсов психики, то в случае героев Мураками мы имеем дело с некими глубинными аспектами расщепленности или разрыва связей. Говоря языком аналитической психологии, происходит нарушение внутренних связей, расщепление внутренних частей личности, как следствие пережитых героями травмирующих событий.
Терапевтический процесс может быть достаточно эффективным, если сам терапевт достаточно хорошо ориентируется в том пространстве, в котором оказывается пациент, если терапевту знакома «карта местности».
Герои Мураками, поддерживая живую связь со своими спутниками, помогают им постепенно исцеляться от их внутренней раздробленности, расщепленности, шаг за шагом способствуя формированию связи между собственными внутренними частями и окружающими миром.
Мураками обладает невероятной способностью проникать во внутренний мир женской души. Мураками: «Кроме того, есть ведь и половое разделение внутри человека, анима и анимус, в любом мужчине есть женское начало, в женщине - мужское. Каждый мужчина, проанализировав свои мысли и поступки до мельчайших деталей, обязательно заметит в себе женщину. …Когда я замечаю в себе какие-то женские проявления, я начинаю их описывать и получается мои женские персонажи. У меня внутри живут и женщина и мужчина, и каждый из них совершает свою отдельную работу».
Автор доклада символически обозначает женские персонажи произведений Мураками как женщины-эвридики и женщины-ариадны.
Женщины-эвридики потерянные, страдающие от нарушения внутренних связей, утратившие связь с реальностью героини.
Женщины-ариадны - это носительницы глубокого интуитивного женского знания, особо чувствительные к бессознательным процессам, медиумы, посредники, проводники. Нить этих «ариадн» - это та живая связь, которая позволяет героям удерживаться в реальности, в какие бы бездны они не заглядывали.
Мюррей Стайн: «Анима и анимус позволяют Эго входить внутрь и переживать глубины души».
Пускаясь в странствие по теневым лабиринтам, герои пускаются не только и не столько с альтруистической целью спасения партнеров, сколько имея глубоко скрытый, но неуклонно проявляющийся мотив собственного запроса. И этот запрос связан с восстановлением связи между разобщенными гранями и аспектами души главных героев. Что и кто приходит к ним на помощь? Кто же представляет собой проводников, трикстеров, посредников в книгах Мураками?
Души страдающих, потерявших себя героев.
Как правило, контакты героев с трикстерами происходят в периоды нестабильности, глубинной разобщенности, когда теряются границы между мирами, и герои оказываются в пространстве «между».
Доклад Григория Зайцева: «Лиминальные аспекты сна».
«Лиминальные» - это значит пороговые. Идея доклада сформировалась у автора вследствие многолетнего изучения творческого композиторского процесса. Как современное научное сообщество трактует сновидения вообще и собственные сны, в частности? Появилась гипотеза относительно сущностной природы сновидений. Цель - представить сновидения такими, какими они еще не представлялись.
Имеют ли сновидения смысл или правы те, кто вовсе отрицает смысловое значение снов? Что может дать позитивного с научной точки зрения концепция бессмысленности сна?
Сновидение - это возможность соприкоснуться с собственным представлением бытия вне какой-либо доминирующей идеологии.
С помощью сновидений человек имеет возможность создать новый смысл, новую парадигму.
Далее выступила Мария Таверас (Нью-Йорк) со 2-я частью своей презентации, в которой она пригласила участников к диалогу и ответам на вопрсы: «Какое влияние, воздействие оказали на них архетипические образы, о которых говорилось в первой части презентации?»
Доклад СтаниславаРаевского: «Творчество и эволюция в психотерапии».
Психоанализ возник как новый тип творчества. Когда мы предлагаем клиентам свободно ассоциировать, мы приглашаем их к творчеству. Фрейд лишил истерию мистического ареола. Мир заговорил языком раскрепощенной сексуальности. Юнг дополнил свободные ассоциации активным воображением. Он показал тем самым, что мир состоит не только из слов, но и из образов.
Юнг вышел из своего кризиса не благодаря рассудку, а благодаря погружению в свою внутреннюю жизнь. И только во второй половине жизни он осмыслял полученный им опыт.
Когда теряется тема творчества и искусства в работе, то теряется суть. Механическая жизнь, стереотипы и создают те проблемы, с которыми обращаются клиенты. Внутренний взгляд терапевта создает пространство искусства. Как вернуть творчество в терапевтический процесс?
Далее Станислав предложенил поговорить про творческую и нетворческую часть жизни или терапии в парах.
Творчество начинается с того, чтобы отдать себя самости. Если не позволить самости выйти на поверхность, это значит не дать быть творчеству. Самость творит симптомы. Сначала дать импульс потоку, и только потом дать развернуться диалогу между Эго и Самостью.
Иногда творческие сессии сменяются пустыми разговорами, когда отсутствует вдохновение. Тогда возникает необходимость решать творческие, неалгоритмизированные (нетиповые) задачи.
Идея Хиллмана о терапевтической прогулке (гуляя, думать о пациентах).
Вопросы: «Что помогает вам стать творческим (работа в парах)? Поговорите в парах о том, какие у вас есть Эвристики для решения психотерапевтических творческих задач. Поделитесь ими друг с другом».
Тибетские монахи, создают картины из песка, а затем их разрушают, чтобы не привязываться к ним. Станислав поделился тем, что он увлекался китайской живописью. Китайская живопись, в мотивах которой присутствует большое количество веток деревьев, символизирует собой психотерапию как разветвленное пространство.
Рабочие отношения очень отличаются от личных и терапевтических отношений. Рабочие отношения тоже могут очень близкими, когда создается что-то вместе.
Дальнейшая разработка - развитие юнговской теории комплексов.
Люди, которые давно знают друг друга, очень легко делают выбор за другого, предсказывают выбор партнера. Если это перенести на терапию, то возникает вопрос: насколько мы лучше знаем клиента, с которым работаем пять лет, чем тех, с которыми работаем полгода? Очень важно понимать, насколько меняется клиент. В понимании другого не помогает язык тела. В понимании другого не помогает рекомендация поставить себя на место другого. Чтобы понять другого, нужно с ним разговаривать, понять, что он говорит, создать пространство для этого разговора.
Далее была предложена игра: «Вопросы и ответы». Ее смысл заключался в том, чтобы поговорить с соседом, чтобы узнать его.
Вопросы: что вы нового узнали за последний год о психотерапии? Как вы эволюционировали за последний год как клиенты и как психотерапевты?
Далее в докладе была затронута темы связи субличностей с психотерапией:
Субличность безопасности. Вопросы: думали ли вы, что клиент может быть для вас опасен? Думали ли вы, что аналитик может быть для вас опасен?
Субличность, боящаяся заразиться. Чем вы заразились и заразили клиента?
Статусная субличность (комплекс власти и неполноценности). Насколько вас волнует статус в отношениях с клиентами?
Следующая субличность - субличность, отвечающая за поиск партнера, «присматривание» партнера. Психоанализ - самая изысканная форма сексуального взаимодействия. Психоанализ - матрица будущей виртуальной сексуальности, виртуозно защищенная «презервативами» рамок и этики.
Субличность удерживающая. Удерживать, чтобы вырастить ребенка. Комплекс удержания может решать проблему брошенности. Вопрос: удерживал ли вас аналитик? Удерживали ли вы клиента?
Субличность заботы. Пациенты - как младенцы, о которых нужно заботиться. Но через призму чрезмерной заботы можно лишать возможности клиента делать самостоятельные выборы.
Рассмотрение эволюции коллективного бессознательного в контексте разбора фильма «Интерсталлер». Компас патриархальной апполонической логики заменяется компасом любви. Идея: погибнуть, чтобы вернуться.
Телемост с Оксаной Якушенко (США, Калифорния). Доклад, посвященный исследованию работы со сновидениями
3 позиции относительно исследования природы сновидений:
Внешняя позиция
Интегрированная
Субъективная (внутренний интерес)
В США доминирует когнитивно-поведенческий подход, в том числе и в образовательных программах по психологии.
Работа со снами показывает, как изменяется характер сновидений в терапевтическом процессе.
Подход Стивена Айзенстанта изучает сны со стороны души. Этот метод уважает независимость в нашей внутренней системе. Сны приходят к нам из нашей души и из души мира. Сны живые. Сны отражают наше архетипическое, наших предков, нашу историю. Через сны можно понимать животный мир, так как люди тоже животные. Душа не только в нас, но и вокруг нас.
Завершила конференцию Юлия Казакевич напоминанием о том, что величайшей заслугой Юнга явилось обозначение им факта относительно способности психики порождать символы.
Текст подготовила: Тихонова Татьяна - психоаналитический психотерапевт, ведущая киноклуба МИП.
Фото: Степанов Георгий - выпускник МААП.