Сотворение Мира (раздел Берешит, книги Берешит) заставляет задуматься о соотношении Бога и Мира.
Основные теории
1. Пантеизм/ спинозизм
2. Панентеизм (МИр - часть Бога, но Бог есть и вне)
3. Трансцендентность
По последним исследованиям переписки Спинозы, он не был пантеистом. Это уже утверждали Мозес Мендельсон и по его стопам Гегель. Последний придумал новую кличку для Спинозы - акосмизм, то есть отрицание существования физической реальности вне Бога. Поэтому синагога должна собраться и реабилитировать Спинозу, как церковь Галилея.
Спиноза , скорее, прионадлежал к панентеистам, которых сейчас много благодаря популяризации Каббалы. Поздняя Каббала видит Сотворение, как результат некоего сжатия и проникновения, причем все время оговаривается, что это не физический процесс, а метафора. Моя критика: что человек всегда мыслит в категриях пространства и времени, поэтому описание Сотворения Мира даже метафорой через пространство и время ровно настолько объясняет, насколько и сбивает с толку.
Я прочел недавно изданные по записям студента лекции рава Соловейчика по Рамбаму, там , конечно, трансцендентость с непостижимостью как Творца, так и процесса Творения. Но кое-какие уступки панентеизму там есть.
Существование Мира обеспечивается тем , что Бог распространяет на него Свое существование, так сказать делится им (онтологический пан[ен]теизм), а также существование обеспечивается тем, что Бог мыслит предметы, при этом познаваемое и Познающее сближаются, что и дает существование первому из них ( интеллектуальный пан[ен]теизм ).
Далее, человек тоже познает предметы и тем самым происходит сближение. Поэтому процесс познания приближает человека к Творцу.
Поэтому познание Мира более важно, чем создание любви к Создателью или подражание ему (это есть у Рамбама в Законах о характерах), это также сближение с Ним.
Повышенная роль познания Мира требует участия в науке, а в 2019 году ни один израильтянин или просто еврей не получил Нобелевской премии!
(Апдейт: это неверно, Майкл Кремер по экономике)
Меньше каббалистической метафизики, все равно ничего не даст. а больше физики. Шлите детей в универы!
И вот в 2019 по физике дали за открытие планет у других звезд. Некоторые раввины писали, что разумных существ, похожих на нас, там быть не может, так как они лишены Торы. Но уже в конце 18 века рав Давид Фризенхаузен написал книгу Мосдот Тевель (Основания Вселенной), где писал ровно обратное, что не может быть, что столько звезд впустую, наверняка есть и планеты [хоть мы и никогда не узнаем (; ): пишет рав], вполне возможно , что там есть разумные существа, наверняка Бог ими тоже занимается и доводит до них трудное учение монотеизма. Возможно даже, что он выбрал там один маленький народ, чтобы через него доводить Учение до всех!
Итак, дети - в универы, старики - оправдать Спинозу.
Леви
Таким образом, главное острию сатиры было против каббалы. И за науки.
Про Фризенхаузена см. мою статью
Космология в иудаизме.