Поскольку мы начали использовать этот форум для обсуждения проблем нашей синагоги / общины, то я хочу внести свои 5 копеек. Мнения сугубо мои, "мы" использую тоже по своему усмотрению.
1. Мы находимся в детском саду, в прямом и переносном смысле:
1.1. В прямом - мы синагогу на свои деньги не строили, с трудом на ремонт и арон кодеш собрали, помещение детского сада нам временно предоставлено ирией, поэтому мы не самостоятельная организация, а во многом зависим от ирии, рабанута, и еще не знаю каких организаций.
1.2. В переносном - мы - баалей тшува (хотя это не politically correct об этом напоминать). Т.е. у ~80% из нас нет базисного еврейского образования.Моя дочь делает ширут леуми во всеми забытой дыре, там члены синагоги - примерно 100 семей, из них где-то 90% кончали ульпану / ешиву тихонит, 60 % - ешиват hесдер/ ешива гвоhа/ мидраша, большая часть мужчин могут читать Тору, знают нигуним. У нас проценты другие, т.е. религиозное образование - ниже среднего. При этом для детского сада характерен кризис "Я сам" (кризис 3-х лет, постепенно переходящий в кризис переходного возраста). Т.е. когда ребенок научается сам одеваться и писать в горшок (а иногда и раньше), он вдруг понимает, что он - бог и он все может и никто ему не указ. В детском саду даже проводят референдумы на тему "Могу ли я наконец сам чистить зубы, или я должен терпеть постоянные указания и проверки родителей".
2. Мы привыкли к халяве.
Для того, чтобы синагога была уважаемым и важным в нашей жизни местом, в нее нужно вкладывать много денег. Ремонт, уборка, хорошая мебель, уроки, приглашение хазанов. Мы раз в год платим деньги за места в синагоге, их еле хватает на оплату воды, электричества и уборку. Слава Б-гу, у нас много добровольцев, которые проводят уроки, оформляют синагогу, и т.п. Но я не понимаю, как должность равина может быть добровольной, тем более в обшине, где кроме рава почти никто Тору читать не умеет. Я считаю, что должность эта очень важная и обшина должна платить раву Я.Б. какую-то зарплату. Кроме того, чтобы хоть немного поднять наш уровень образования, нам нужны постоянные уроки по базисным предметам, и мне кажется, что все эти уроки тоже должны как-то оплачиваться общиной.
На последнем собрании синагоги было постановлено, что каждая семья платит ежемесячные взносы 50 - 200 шек. Этого тоже мало для норамльного функционирования синагоги, но я не знаю, все ли это постановление выполняют. При этом я хочу заметить, что у нас практически каждая семья считает нужным посылать каждого ребенка хотя бы на один кружок. Стоимость кружка - 150 - 250 шек в месяц, и эти расходы считаются обязательными. Если мы хотим, чтобы сиангога была важным местом для нас и наших детей, то нужно как-то менять приоритеты.
3. Многие из нас не видели традиционной еврейской семьи и традиционного распределеня гендерных ролей. Мы строим свою семью и свои отношения по усвоенному в детстве шаблону или по наитию. Понятие муж/отец как учитель и женщина как принимающая сторона далеко не всем знакомо. Oчень бы хотелось сначала хорошо изучить традиционный подход, а потом уже копья ломать.
4. У многих из нас сильно развит интелект и высокое мнение о себе, при низко развитой эмоциональной сфере и слабом религиозном чувстве. Но что бы сказали математики/ биологи/ химики среди нас, получившие хорошее школьное и университетское образование в своей области, если бы какой-нибудь недоучка, кончивший 3 класса приходской школы, начал доказывать теорему Ферма / создавать вечный двигатель/...? Давйте учиться. И задавать себе вопрос "аеха?" - где я, что я знаю? что я решаю?
Продолжение следует. Stay tuned.