В Рош аШана мы читаем отрывок из Торы о жертвоприношении Ицхака. Объяснение, почему читается этот отрывок, известно: мы хотим в этот день «напомнить» Всевышнему о заслугах наших отцов. (Не будем здесь пытаться уяснить себе, что означает «напомнить» Богу.) Вспомним еще одно место, где говорится о таком напоминании, не в связи с общим судом в Рош аШана, но в связи с конкретным поражением, посланным Всевышним народу Израиля во времена царя Давида (конец книги Шмуэль 2). Там говорится о том же самом эпизоде, о жертвоприношении Ицхака, но формулировка несколько иная. Сказано в трактате Брахот (62б): «И увидел Господь, и пожалел о бедствии» (Диврей аЯмим, 21:15) - что же Он увидел? ... сказал Шмуэль: пепел Ицхака, как сказано: «Господь увидит себе овцу для всесожжения...».
Пепел Ицхака! Но ведь мы знаем, и мудрецы Талмуда знают это не хуже нас, что Ицхак не был сожжен! Конечно, Рамбам сказал, что только глупцы понимают мидраш Мудрецов буквально - но ведь как-то все-таки его нужно понять! Пусть не буквально, но значит, в каком-то смысле Ицхак все-таки был принесен в жертву.
Попытаемся понять, что это может означать.
Как известно, Авраам и Ицхак пошли к «одной из гор» вместе с двумя отроками. В определенный момент (после того, как он увидел «место издалека») Авраам сказал отрокам: «Оставайтесь здесь с ослом, а я и отрок пойдем дотуда». Может быть, в этот момент Ицхак и был принесен в жертву - с этого момента его жизнь и жизнь народа, который от него произойдет, будет не такой, как жизнь народов мира. В этот момент Авраам - разумеется, под руководством Всевышнего - отделяет Ицхака для совершенно особого предназначения, и он больше уже не будет «как все». Он превратится в «народ, живущий отдельно», и законы его будут отличны от законов всех народов. Он не должен будет с ними перемешиваться, есть их хлеб, пить их вино... У него будет другой удел, другая судьба, другое предназначение, которое в начале Авраам только «увидел издалека», а теперь жизнь Ицхака будет полностью посвящена тому, что они увидели, и цель ее будет выражена в имени, которое Авраам впоследствии даст «тому месту»: «Господь усмотрится».
Можно сказать, что страшное испытание, на которое идет Авраам, принесение сына в жертву - это как раз призыв «быть как все». У других народов было вполне принято в качестве служения Богу приносить сына в жертву. Но служение Всевышнему не такое, как у всех. Жертва, которую приносит Авраам - это не сожжение сына, а обречение его на особую, нелегкую судьбу.
Суть этого предназначения определена в том самом стихе, в котором говорится об отделении от других - конец этого стиха говорит: «... и поклонимся, и возвратимся к вам». То есть, это предназначение - это поклонение, служение Всевышнему, и в будещем,когда это предназначение будет выполнено, этот народ вернется к народам мира в качестве «света для народов», и приведет уже всех к счлужению Всевышнему. В этом и было «сожжение» Ицхака - он отделяется от народов, от обычной, повседневной жизни, мирских забот, чтобы идти теперь своей, особой дорогой, и нести ярмо, которое только он может нести.
На протяжении истории данный нам в мидраше образ «пепла Ицхака» приобрел, увы, слишком зримое значение, и к первоначальной метафорической жертве присоединилось бесчисленное количество истинных жертв, что, по-видимому, является еще одним аспектом, к сожалению, наверное, неизбежным, этого предназначения...
Мириам Китросски