Господи, ну до чего же Гуссерль бывает местами оптимистичен и позитивен, даже, иногда противно становится.
"Картезианские размышления" - 1929 год, уже где-то недалеко бьется в истерике Шикльгрубер, а он рассуждает о трансцендентальном Эго, которое из самого себя и для себя в своих чистых переживаниях конституирует окружающий мир.
"…Я осознал себя как трансцендентальное ego, которое в своей конститутивной жизни конституирует все, что когда-либо оказывается для меня объективным, - как Я, которому принадлежат все конституции, которое существует в своих актуальных и потенциальных переживаниях и в свойственных ему хабитуальностях и которое конституирует в них не только всякую объективность, но и само себя как тождественное ego".
Может я не прав, но есть что-то родственное оптимизму строителей коммунизма, которые в это же время конструировали большой новый незнакомый объективный мир и неведомого, но прекрасного нового человека.
Но стоит заметить, что советское "Я" - это коллективное Я, это сплоченное МЫ, в котором нет места гуссерлевской мыслящей монаде, по крайней мере на уровне лозунгов.
И опять же в отличие от "героев" первых советских пятилеток, Гуссерль не предполагал, что все можно начать с "чистого листа", увы, совсем нет, профессор достаточно консервативен и весь пропитан здравым смыслом:
"Трансцендентальная субъективность - это не хаос интенциональных переживаний, но также и не хаос конститутивных типов, каждый из которых внутренне организован через соотнесение с некоторым видом или формой интенциональных предметов. Другими словами, совокупность предметов и предметных типов, мыслимых для меня, и, в трансцендентальном смысле, для меня, как трансцендентального ego, не хаотична; и, в коррелятивном отношении, не хаотична также совокупность соответствующих предметным типам типов бесконечных многообразий".
В конце концов, наше Я есть субстрат хабитуальностей, то есть, совокупность присвоенных, опривыченных, до ужаса знакомых предметов, через которые Я обретает свою тождественность (идентичность говоря другим языком), а значит изменения уже привязаны к чему-то неизменному, к определенному фундаменту, к определенной структуре, кои зарыты внутри нашего уже созданного Я и не склонны к быстрым преобразованиям.
"Учредив себя в качестве тождественного субстрата неизменных особенностей Я на основании собственного активного генезиса, Я в дальнейшем конституирует себя также как устойчивое и неизменное личное Я - в самом широком смысле".
"Эта активность, осуществляемая мной в полагании и истолковании бытия, учреждает ту хабитуальность моего Я, сообразно которой мною усваивается теперь этот неизменный предмет, обладающий своими определениями. Такие непреходящие приобретения конституируют тот или иной знакомый мне мир, окруженный горизонтом незнакомых предметов, которые еще предстоит обрести, но которые в антиципации уже обладают этой формальной предметной структурой
Я существую для самого себя и в очевидности опыта постоянно дан себе как я сам".
Все таки гуссерлевский трансцендентальное Эго - это не наглый распоясавшийся субъект Сартра и не конструктивистский волюнтарист, который в мгновение сотворяет и разрушает новые миры, это что-то более устойчивое или лучше сказать - приторможенное. Активное, позитивное, оптимистичное, но приторможенное. Может это плохая метафора, но сейчас ничего другого в голову не приходит.