Про текущее

Apr 01, 2020 15:41

Ну, что сказать… Пошел в магазин. За продуктами. У нас (в Перми и Пермском крае) объявили, что завтра введут карантин по московскому образцу (туда не ходи, и туда не ходи, сюда тоже не ходи, выходить из дому можешь, но осторожно). Губернатор (молодой, молодой, только что назначенный, еще не полноценный губернатор, а временно исполняющий обязанности оного) великодушно решил дать один день на разграбление на то, чтобы подготовиться к длительному сидению дома. Народ естественно взбудоражился и бросился грабить в магазины запасаться товарами необходимыми для изолированного ʺпрозябанияʺ. Я понял, что народ взбудоражится и подумал: а может лучше сходить завтра, а то и послезавтра, когда народу будет меньше, а у меня три супермаркета в стометровой доступности, так что карантин я не нарушу, и с толкучкой не встречусь. Но, потом отказался от этой мысли, и решил быть как все, и сходить в магазин, ибо хлеба дома осталось совсем мало. Пошел в магазин.

Удивился. Много народу в защитных масках. Больше половины встреченных мной на улице сначала были в масках. Я маску не взял, посчитав это излишним. Чуть было не почувствовал себя девиантом, отщепенцем, разносчиком вирусов, распространителем заразы. Чтобы как-то оправдать свое безмасочное существование, с надеждой оглядывался вокруг, с радостью отмечая лица, не спрятанные под маской - мол, не один я такой, есть еще люди похожие на меня и можно не пугаться укоризненных взглядов из-под маски от случайных прохожих.

Но, надо заметить, что недовольный ассортиментом продуктов в трех ближайших супермаркетах (и хлеба свежего там не было), я решил пройти дальше по улице (тем паче, что отсутствие карантинных правил еще позволяет делать столь далекие прогулки - гуляй рванина, последний день остался, а ходить пешком я люблю), так вот, выйдя на многолюдный перекресток (а там шастает народ из глубин микрорайона) я убедился, что с масками и не так уж много народу, тот народ что попроще он как-то предпочитает без масок, и шансов встретиться с укоризненным взглядом из-под маски стало значительно меньше.

В магазине выбирая продукты, машинально потер нос, и вдруг вспомнил настоятельные рекомендации не касаться своего лица. Почувствовал себя зараженным и обреченным. Потом успокоился, потом понял, как формировалась самоконтролирующая инстанция у героев рассказа Норберта Элиаса о процессе цивилизации - надо постоянно следить за собой, за своими жестами, движениями и прочим. Нелегкий труд, посочувствовал я героям рассказа Норберта Элиаса о процессе цивилизации, неудивительно, что это привело к зарождению рефлексирующего современного человека.

Домой шел по внутренней части улицы между многоэтажками (так короче), и услышал, как один мужик, выволакивая из подъезда мешок с чем-то, объясняет другому: ʺСемена это для посадки, надо отвезти сегодня, а то завтра самоизоляцию ввели, для всех, для всех категорийʺ. Мужик вида совсем простецкого, а слово ʺкатегорииʺ видимо, подцепил из официальных объявлений, которые, как я понимаю, беспрерывно транслируют по местному телевидению и радио, обучая народ научно-канцелярскому жаргону.

Потом, дома, подумав, определил, что мне чего-то не хватает, решил еще пополнить запасы продуктов, докупив их в ближайшем супермаркете (в двадцати шагах от дома). Дабы избыть чувство неполноценности взял с собой медицинскую маску (купленную когда-то по случаю в аптеке). Вышел на улицу в маске. Вроде бы снизошло умиротворение, конформистская часть моего ʺЯʺ удовлетворенно вздохнула, констатировав, что теперь я нахожусь в единстве с законом, порядком и мировой борьбой с вирусной инфекцией (я слился с человечеством - так, наверное, можно определить мое состояние).

Вдруг поймал на себе взгляд прохожего (или это во мне взыграла паранойя?). Почувствовал себя неуютно. И в маске было неудобно - очки запотели. И обратил внимание - немало мужчин без масок. Откуда-то из глубин подсознания вылезла маскулинная нормативность и начала беспощадно давить - еще подумают, что я трус и паникер. Представил насмешливо-неодобрительный взгляд ʺнастоящего мужчиныʺ, которого не согнешь этой бабской болтовней, позорными для уха слухами и пропагандистскими уловками. Стало как-то стеснительно. Изнутри моего ʺЯʺ высунул голову невротический нон-конформист. Чтобы успокоить его и удовлетворить требования маскулинной нормативности в себе, небрежно сбросил маску с носа, а потом и совсем сдвинул на подбородок, чтобы все видели, что я конечно правила знаю, и им подчиняюсь, но для меня это только формальность, так-то я к этим паническим настроениям отношусь снисходительно, лишь делая уступку людскому мнению и закону. На душе стало легче, внутреннее давление маскулинной нормативности и нон-конформистских установок немного снизилось. Вроде бы нашел удобный выход из этого double bind. Ленивой походкой дошел до магазина, купил все что нужно, и вернулся домой.

К режиму самоизоляции готов (к чему, впрочем, мне не надо привыкать, если честно сказать). Как-то так получается

удивление, рассказывание, личное, структуры повседневности, провинция

Previous post Next post
Up