В продолжение темы, упомянутой в
предыдущей записи - об отношении ко времени в традиционном обществе и в период Модерна
“Бытие в настоящем”, столь свойственное традиционным представлениям о распределении жизненных ресурсов между прошлым, настоящим и будущем, в эпоху Модерна стало достоянием романтической традиции, и разрослось в рамках романтической традиции - растратить себя в настоящем, не думая о будущем, забыв страх, осторожность, расчетливость в отношении будущего - все это перешло в массовую романтическую традицию в разных модусах и вариациях:
Например, популярная в СССР песня с припевом “есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь” из кинофильма “Земля Санникова”
С другой стороны, Модерн, в том числе и советский Модерн порицал сосредоточенность на настоящем, отказ от замыслов на будущее, в том числе и на уровне индивидуальных жизненных благ и проектов - вспомним как в фильме “Джентльмены удачи” главный герой Леонова объясняет ворам смысл их жизни: “украл, выпил, в тюрьму; украл, выпил, в тюрьму”
Кстати, во дни моего березниковского детства, слышал я про парня, который любил под гитару петь про “миг между прошлым и будущим”, а потом очень быстро угодил в тюрьму - взял обрез и вместе с приятелем пошел грабить магазин. Но, это нельзя считать типичным случаем для всех любителей популярной песни.
Но, стоит заменить, что блатная поэтика тоже пестует эту отчаянную любовь к настоящему.
Здесь я сознательно не упоминаю западную интеллектуальную и философскую традицию, которая искала просветление в откровениях настоящего [настоящее может быть только в настоящем] - от философии жизни до постмодерна
Но, говорить по этому поводу я могу достаточно долго, меня когда-то интересовала эта тема, даже, была статья в каком-то сборнике